Урок-семинар "Толерантность как основополагающий принцип существования общества" (с применением презентации)

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели урока:

  • Обсудить разные подходы к понятию толерантности
  • Создать условия для формирования у учеников собственного отношения к понятию “толерантность”
  • Развивать у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, способных ценить свободу, человеческое достоинство и индивидуальность.

Задачи урока:

  • Изучить с учащимися терминологию толерантной личности, используя кластер
  • Учить учащихся делать выводы и суждения на основе анализа документов (Декларация принципов толерантности, статья СМИ)
  • Развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

“Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле, как люди”.

(Бернард Шоу)

(слайд № 2)

Презентация.

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку я не случайно взяла слова Б. Шоу. Обсудив данную проблему, в конце урока вы мне попытаетесь раскрыть суть этого высказывания.

Мотивация – создание ситуации, порождающей потребность в размышлении)

Учитель: (держит в руках маленький глобус).

- Я смотрю на этот глобус, он круглый и небольшой, как наша Земля. Земля – это тот дом, в котором мы живём. Что бы вы хотели изменить в отношениях между людьми, живущими в этом доме?

Обсуждение высказываний детей.

Учитель:

- Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в нашем меняющемся обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Очень часто мы применяем определённые стереотипы по отношению к другим нациям и национальностям.

- В нашем классе учатся дети разных национальностей: русские, мордва, чуваши, татары, армяне.

(слайд № 3).

(Идёт характеристика друзей другой национальностей – несколько учеников, которые дружат с ребятами другой национальности, дают друг другу характеристику).

Учитель:

- Как мы не видим воздуха и не думаем о нём, когда дышим, так же точно мы не замечаем права и не думаем о нём, даже когда пользуемся. Невидимый мир права постоянно окружает нас, но мы вспоминаем о нём тогда, когда встречаемся с какой-то проблемой.

Вопрос учащимся: - какими качествами должен обладать человек, чтобы найти выход из конфликтной ситуации? (дети – сдержанность, терпимость, уважение и т.д.).

Учитель: - синонимом слова “терпимость” является понятие “толерантность” (слайд № 4).

(Ученики записывают в тетрадях понятие “толерантность”).

(слайд № 5):

В отличие от “терпимости” (терпеть – не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить что-нибудь бедственное, тяжелое, неприятное), “толерантность” - готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных; при этом даже в том случае, если эти убеждения – взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

Работа в группах

Источник – “Декларация принципов толерантности” (слайд № 6)

(Приложение № 1)

Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает текст одной из статей документа “Декларации принципов толерантности”.

Задание: сформулировать и выписать в представленном на слайде кластере принципы толерантности –

  • 1 группа – Статья 1. Понятие толерантности
  • 2 группа – Статья 2. Государственный уровень
  • 3 группа – Статья 3. Социальные аспекты
  • 4 группа – Статья 4. Воспитание

Итог работы – составление принципов толерантности в виде солнца (кластер).

По завершении работы учащихся в группах, каждая группа представляет свой кластер с выписанными на листках принципами толерантности, и данные работы вывешиваются на доске. В результате совместной работы учащихся по разным аспектам понятия “толерантность” выводим общие принципы, представленные на слайде - (слайд № 7)

Учитель:

- Определение слова “толерантность” на разных языках земного шара звучит по разному.

(слайд № 8) (Приложение № 2)

Учитель обращается к учащимся с вопросами:

Что объединяет эти понятия?

Почему так актуальная толерантность в настоящее время?

(Ребята высказывают свои предположения, идёт обсуждение)

Учитель:

- Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее, но мы всё чаще слышим слова: “беженец”, “жертва насилия”, “жертвы теракта” и т.д. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Обратимся к одной из статей СМИ. (Приложение № 3)

Организуется работа в парах.

После прочтения статьи, организуется беседа учащихся по вопросам, представленным на слайде № 9:

  • О чём идёт речь в этой статье?
  • Какие чувства вызвала у вас эта статья?
  • Какой основополагающий принцип демократии нарушен?
  • Как вы считаете, возможно, ли предотвратить подобные происшествия и что для этого необходимо предпринять?

Учитель:

Вернёмся к нашему эпиграфу. Ваши мысли? (Выводы детей, их суждения и мнения)

(слайд № 10)

Учитель:

Во второй половине 80-х годов XX века на телевидении появилась новая передача “Вечера в Останкино”. Это были встречи с выдающимися гражданами нашей страны, чья нравственная позиция и поддержка были очень важны для начавшегося процесса обновления страны. В одной из первых передач состоялась встреча с академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым. Более часа он спокойно и мудро отвечал на вопросы аудитории. И когда встреча близилась к концу, пришла записка: “Дмитрий Сергеевич! Для чего живёт человек?”. Запомнилась реакция Лихачёва – он как-то смутился, сказав: “Это очень сложный вопрос, ответ на него искали многие учёные, философы...

- И вдруг чётко произнёс как давно продуманное и выстроенное: (учитель даёт возможность ученикам предположить самим, что ответил на данный вопрос академик Лихачёв, и только после высказываний детей, приводит цитату академика) – Природа миллионы лет трудилась, чтобы создать человека, и человек не должен обманывать её ожидания”.

(слайд № 11).

Учитель:

- Наш класс, который я очень люблю – это маленькая семья. И мне очень хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

- Постройте для нашей семьи дом, в котором фундаментом будет слово “толерантность”, а кирпичики – составляющие слова “толерантность”.

- Вновь организуется работа учащихся в группах: каждая группа получает листок с рисунком.

(Приложение № 4)

По завершении работы представитель от каждой группы представляет полученный результат.

Оформленные работы вывешиваются на доске, даётся общий комментарий. (слайд № 12 - 13).

Домашнее задание: (слайд № 14)

Задание II уровня:

Какие принципы толерантности необходимо соблюдать в школе? Перечислить эти принципы и аргументировать.

Задание III уровня:

Привести примеры конфликтных ситуаций и выхода из них, следуя принципам толерантности.

Рефлексия:

  • Что я вынес из этого урока?
  • Получилось ли нам в полной мере отобразить такое понятие, как “толерантность?”
  • Было ли услышано ваше мнение на проблему толерантности?

Класс: 10 “Б” класс (профильный уровень)

Продолжительность занятия: 2 часа

Тип урока: урок-семинар по завершению изучения блока-модуля: “Личность. Межличностные отношения”

Цели урока:

  • обсудить разные подходы к понятию толерантности;
  • создать условия для формирования у учеников собственного отношения к понятию “толерантность”;
  • развивать у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, способных ценить свободу, человеческое достоинство и индивидуальность.

Задачи урока:

  • изучить с учащимися терминологию толерантной личности, используя кластер;
  • учить учащихся делать выводы и суждения на основе анализа документов

(Декларация принципов толерантности, статьи СМИ);

  • развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Основные понятия: “толерантность”, терпимость, нации, межличностные отношения, конфликтные ситуации.

Использованные литература и материалы (в том числе видео и мультимедиа):

  • Декларация принципов толерантности
  • Учительская газета №8/2010 год; статья “Человек – “раб обстоятельств?”
  • Статья из “Независимой газеты”, источник – Интернет, поиск в Yandex по теме “Толерантность”.
  • Социальная психология. Словарь-справочник. Мн.; М. 2001.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для групп.

Ход урока с названием и подробным описанием каждого этапа урока и указанием его продолжительности:

Этап, название этапа Подробное описание Время
1 этап – Организация на урок Подготовка к первичному восприятию. Сообщение темы урока, постановка целей. Учащиеся ставят трёхуровневую цель, знакомятся с планом работы. (слайды 1,2).

Мотивация – создание ситуации, порождающей потребность в размышлении.

2 минуты
2 этап – вступительная эвристическая беседа Учителем организована вводная беседа, где учащиеся высказывают свою точку зрения по проблеме, чтобы они хотели изменить в отношениях между людьми, живущими в доме-на планете земля? Возможна дискуссия. 6 минут
3 этап – работа с классом по проблеме взаимоотношений между людьми разных национальностей. Учителем сказано, что в классе учатся дети разных национальностей. Предложен вариант такой работы – ученики, которые дружат с ребятами другой национальности, дают друг другу характеристики, чтобы выявить тот момент, мешает ли национальность настоящей дружбе.

(слайд № 3)

10 минут
4 этап – Эвристическая беседа с учащимися по проблеме конфликтной ситуации Ребята предлагают возможные варианты действий и решений, чтобы выйти из конфликтной ситуации. Знакомятся со словом “толерантность” - записывают это понятие в тетрадях. Пытаются определить разницу в значении слов “терпимость” и “толерантность”.

(слайд № 4, 5)

7 минут
5 этап – Групповая самостоятельная работа с источником Класс делится на 4 группы для работы с источником “Декларация принципов толерантности”. Каждая группа получает текст одной из статей документа; на основании документа группы обсуждают понимание толерантности на своём уровне и должны сформулировать и выписать в представленном кластере принципы толерантности и роль этой ценности.

Общий итог работы всех групп – по разным аспектам понятия “толерантность” выводим общие принципы, представленные на слайдах 6, 7. (Приложение № 1)

15 минут
6 этап – Эвристическая беседа Определяем значение слова “толерантность” на разных языках земного шара. Учащиеся определяют общие принципы и различия в понимании значения этого слова.

(Приложение № 2; слайд – 8)

6 минут
7 этап – Работа в парах со статьёй СМИ Учащиеся знакомятся со статьёй из “Независимой газеты”. Сначала обсуждают проблему в парах, затем работают с вопросами, представленными на слайде № 9; делают выводы о межличностных отношениях в нашей жизни.

(Приложение № 3)

10 минут
8 этап – Работа с классом с вопросом, представленном в эпиграфе урока. На основании всей работы, проделанной на уроке, ребята самостоятельно высказывают свои суждения по проблеме.

Анализ высказывания академика Д.С. Лихачёва.

(слайды 10, 11)

7 минут
9 этап – Групповая творческая работа (закрепление знаний по теме) Каждая группа получает листок с рисунком строящегося дома. Они должны построить свой дом, где фундаментом будет слово “толерантность”, а кирпичики стен – составляющие слова “толерантность”. По завершении работы представитель от каждой группы представляет полученный результат. Оформленные работы вывешиваются на доске, даётся общий комментарий.

(Приложение № 4; слайды 12, 13)

10 минут
10 этап – Домашнее задание Ребята самостоятельно выбирают задания II или III уровня, записывают задания в тетрадях.

(слайд № 14)

2 минуты
11 этап – рефлексия Высказывания учащихся о результатах обученности и развития. Самоанализ и самооценка своей деятельности. 5 минут

Приложения:

  • Приложение № 1: составление кластера на основе документа “Принципы толерантности” (4 статьи).
  • Приложение № 2: определение слова “толерантность” на разных языках земного шара.
  • Приложение № 3: Статья из “Независимой газеты”, источник – Интернет, поиск в Yandex по теме “Толерантность”.
  • Приложение № 4: творческая работа “Построить для нашей семьи дом, в котором фундаментом будет слово “толерантность”, а кирпичики дома – составляющие слова “толерантность”.