Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Цели:

  • добиться усвоения основных характеристик вращательного движения (центростремительное ускорение, центростремительная сила, линейная и угловая скорость, период и частота), выделить особенности криволинейного движения;
  • развить навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы на примере работы с иллюстрациями и демонстрацией учебного материала; логического мышления при постановке и решении учебных проблем;
  • подготовить к аттестации по предмету;
  • добиться понимания диалектического характера законов природы и процесса познания на примере формулирования определений, выяснения связей между величинами.

Средства обучения: компьютер, мультипроектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

В механике примеры учат не меньше, чем правила. И. Ньютон

1. Вводная часть. Актуализация знаний.

Слайд 3 Юмористический рисунок. Представление криволинейного движения.

А если серьёзно, то и в заданиях ЕГЭ встречаются вопросы, требующие знаний особенностей криволинейного и прямолинейного движения.

Слайд 4, 5 Задания из вариантов государственного тестирования (если дети внимательно читали §18, то могут ответить на вопросы).

Вы сможите ответить на вопросы, изучив материал сегодняшнего урока.

2. Объявление темы и целей урока.

Слайд 6, 7 Работа в тетрадях(дети записывают тему урока)

Приведите примеры движения тела по окружности, с которыми вы уже встречались.

Слайд 8 некоторые примеры движения тела по окружности.

В любой точке криволинейной траектории существует скорость и сила, как они направлены?

Слайд 9 (рис. 33 учебника стр. 67)

Записать в тетрадях. Вывод: скорость – по касательной к траектории, а сила – к центру, т.е. к точке О.

3. Изучение нового материала.

Работа с учебником (§19) Вывод: значит, мгновенная скорость в любой точке криволинейной траектории направлена по касательной в этой точке (подчеркнуть эти слова в учебнике, повторить несколько раз).

Изучение криволинейного движения сводится к изучению движения тела по окружности.

Слайд 10 Пример движения тела по окружности.

Рис. 38 стр.69 Что мы замечаем? Вывод: направление движения частиц совпадает с касательной к окружности.

Скорость величина векторная? Чем характеризуются векторные величины?

Вывод: модулем и направлением (подчеркнуть в учебнике).

Слайд 11 рассмотрим рис.39 на стр. 70.

Объяснение учителем материала.

Слайд 12

Слайд 13 Посмотрим видиофрагмент. Ответить на вопрос: от каких величин зависит центростремительное ускорение и как зависит?

Слайд 14 Работа с формулой (записать в тетрадь). Закрепить зависимость: если скорость увеличивается в 2 раза, в 4 раза, как изменится ускорение?

Если радиус увеличится в 2 раза, уменьшится в 4 раза, как изменится ускорение?

Слайд 15 В каком случае центростремительное ускорение наибольшее 1, 2, 3?

Объяснить почему.

Слайд 16 А куда направлена сила? Как она называется?

Зачитать вывод на стр. 72 Как находится модуль силы?

Слайд 17 Посмотрим видиофрагмент.

4. Дополнительная информация. Объяснение учителя. Работа детей с тетрадями.

Движение тела по окружности с постоянной скоростью

Тело делает один оборот, путь – длина окружности 

Cлайд 18 Определение периода и частоты вращения

, - линейная скорость

Слайд 19 Итоговая таблица формул. Проследить зависимость величин.

5. Слайд 20 Ответить на вопрос задания ЕГЭ.

6. Итог урока. Какие новые знания вы получили на уроке?

7. Д/з. §19 упр. 18 (1, 2).

8. Проверка знаний и закрепление знаний. Тестирование (раздаточный материал).

Слайд 22, 23 Резервное время.

Самопроверка и самооценка знаний учащимися (2 варианта, 5 вопросов).

И тут в мой разум грянул блеск с высот,
Неся свершенье всех его усилий.
А. Данте

 Литература

1. Учебники “Физика-9” А.В. Перышкин, М.М. Балашов, Н.М. Шахмаев.

2. Законы физики Б.Н. Иванов.

3. Задания ЕГЭ.

4. Поурочные разработки по физике В.А. Волков.

5. Мультимедийное учебное пособие нового образца (физика, основная школа 7-9 кл. часть 2).

Презентация

Приложение 1 (видео)

Приложение 2 (видео)