Развитие женского костюма. Единство стиля и аксессуаров

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Практическая часть:
1) Определение последовательности развития женского костюма;
2) Творческое задание: по имеющемуся на карточках описанию из отдельных деталей составить костюм, который потом раскрасить.

Тип урока: Комбинированный.

Задачи и цели урока:
Обучения: Формировать знания об истории развития женского костюма; об основных составляющих костюма и аксессуарах, формирующих единый стиль; о причинах видоизменения костюмов; о сочетании различных составляющих костюма и создании разных по назначению ансамблей, отвечающих современным направлениям моды; об основных понятиях, связанных с рассматриваемой темой.
Воспитания: воспитывать аккуратность, самостоятельность, сознательное отношение к соблюдению санитарно-гигиенических правил и правил организации рабочего места, уважение к профессиям модельера, конструктора, портного, закройщика и швеи (элементы профориентации).
Развития: развивать способность анализировать, сравнивать; наглядно-образное мышление; развитие творческих способностей; умение использовать полученные знания на практике.

Средства обучения:
ТСО: компьютер, проектор, экран.
Наглядные: презентационный видеоряд (При открытии презентации выбрать пункт «Только для чтения»).
Раздаточные материалы: подготовленные рабочие листы для выполнения практических работ; Карточки- задания.
Используемые инструменты и материалы: ручка шариковая синяя; ручка шариковая зелёная; красная ручка, фломастер или карандаш; простой карандаш; цветные карандаши или фломастеры; ножницы; клей.

Межпредметные связи на уроке:
История, мировая художественная культура, изобразительное искусство, информатика.

Ход урока

I. Организационный момент.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Проверка организации рабочего места.
3. Сообщение темы урока.

II.Выявление имеющихся знаний.

Фронтальная беседа.
(Слайд 2)
1. Для чего давным-давно у людей возникла необходимость одеться? (1.Одежда защищала от неблагоприятных условий внешней среды; 2.Прикрывала обнаженное тело, скрывая женские и мужские фигуры; 3.Позволяла человеку выглядеть более привлекательно).

(Слайд 3)
2. Как вы думаете, что такое костюм? (Костюм - это  совокупность  предметов, формирующих  облик  человека: одежда, обувь,  головной убор,  украшения [2] ).
3. Из каких элементов может состоять женская одежда? (Юбка, блуза, жакет, брюки, платье и т.д.)
4. Как вы думаете, что является движущей силой, изменяющей женскую одежду на протяжении столетий? (Мода). Что такое мода? ( Мода - непродолжительное  господство  тех или  иных  направлений, проявляющихся во  внешних формах быта, одежде и т.п [4].).
5. Понятие костюма неотъемлемо связано с понятием «Аксессуары». А что такое аксессуары, по вашему мнению? (Аксессуар - сопутствующий  предмет, дополняющий  костюм  и позволяющий создать  единый завершенный ансамбль.- Толковый словарь русского языка, авт. Ожегов С.И., стр.19.) Какие предметы можно использовать в качестве аксессуаров в настоящее время для создания единого стиля в одежде? А что такое «Стиль»? (Стиль - устойчивый,  определившийся  язык эпохи,  выражающий  её  культуру, понятия  красоты [2] ).

III.Формирование знаний и умений.

Постановка задачи перед классом.
Научить определять особенности женских костюмов разных эпох и время их существования. Формировать умения по словесному описанию из разрозненных рисованных элементов составлять единый костюм.  

Объяснение нового материала.

(Слайд 4-5)
1.   Первая одежда дошла до нас из глубокой древности. Более 30000 тысяч лет назад появились костяные иглы для сшивания шкур. Она была очень проста, изготовлялась в первую очередь из шкур различных животных, причём людям не сразу пришло в голову разделить одежду на мужскую и женскую. Но эволюция быта, нравственных, эстетических, этических и религиозных представлений изменяли юбкоподобную одежду. У мужчин она осталась короткой, а у женщин, став более закрытой, ещё и удлинилась. Кроме одежды возникли также и головные уборы, один из которых  с оленьими рогами, по мнению учёных, надевался во время различных ритуалов или охоты (а это возможно означает, что обычай облачаться в специальные одежды для выполнения той или иной работы или обязанностей уходит своими корнями в глубокую древность).

(Слайд 6)
Во времена Древнего мира костюм стал совершенствоваться. Египтяне носили калазирис – полотнище ткани, которое удерживалось на теле с помощью одной или двух лямок. Голову украшали парики черного цвета. Дополняли костюм разнообразные украшения: серьги, браслеты для рук и ног, бусы.
Древние гречанки обходились без юбок, их одежда состояла из прямоугольных кусков ткани (хитон и пеплос), которые завязывались на талии при помощи пояса и определённым образом драпировались на теле, подчёркивая красоту естественных пропорций. Длинные, красивые волосы укладывали в узел и украшали диадемой, лентами, гребнями и шпильками.
Обувью служили сандалии из тростника или кожи, крепившиеся на ноге с помощью ремешков. 

(Слайд 7)
В Средневековой Европе (во Франции) появились достаточно облегающие в верхней части одежды, которые застёгивались на пуговицы и юбки с длинными шлейфами, достигавшими иногда пятиметровой длины. Одежда стала роскошной. Церковные законы требовали, чтобы женщины прикрывали волосы головными уборами и тогда появились высокие шляпы самых неожиданных форм, с которых спускались тонкие ткани.
Обувь была с узкими длинными носами. Женские платья украшались прикреплёнными к поясу зеркальцами и различными талисманами. В качестве украшений использовались тяжелые цепи, кольца  и даже бубенчики и колокольчики.

(Слайд 8)
Сменившая средневековье эпоха Возрождения передала лидерство в моде Испании. Появился корсет, позволявший моделировать фигуру и каркас из плетёных обручей, придававший юбке коническую форму: Юбка стала напоминать колокол. Шею украшали жесткие гофрированные воротнички. Ткани были очень тяжелыми и дорогими. Головные уборы чаще всего в виде маленьких шапочек, открывающих волосы лишь над лбом.
Женская обувь тоже резко видоизменилась: из Венеции пришла мода на туфли на высокой платформе, иногда совершенно невероятной формы.

(Слайд 9)
В 17 веке одежда стала значительно проще и удобнее: женщины отказались от каркаса и заменили его несколькими юбками, самая верхняя из которых была видна из-под платья, которое специально делалось распашным спереди. Верхняя часть заканчивалась ниже талии мысом. Появились туфли на каблуке. Активно стали использоваться веера, часы, кошельки, перчатки – они тоже стали аксессуаром. Причёски отличались пышностью и парадностью.

(Слайд 10)
В 18 веке для того, чтобы расширить юбку по бокам, был придуман специальный каркас из проволоки или китового уса, а к 80-м годам ширина юбок стала просто необъятной: в них с лишь трудом можно было двигаться, менять положение, проходить в дверь, передвигаться в каретах. В моду вошли огромные парики и причёски со множеством локонов, которые припудривали цветными пудрами. А в середине 18 века дамы носили на головах натюрморты из цветов, лент, перьев, а также украшения в виде корабля с парусами, ветряных мельниц и беседок.

(Слайд 11)
19 век был довольно изменчив. В начале модным стал довольно узкий силуэт, с завышенной линией талии. Модницы отказались от корсета. Юбка неожиданно укоротилась до щиколоток, открыв ступни.  Волосы скрывались под шляпками необычных форм, которые крепились под подбородком лентами и украшались перьями, искусственными и живыми цветами, кружевами, рюшами и складками.

(Слайд 12-13)
В середине века вновь вернулись к юбкам на каркасе -  кринолине, но уже к концу века появился турнюр – юбка на каркасе, пышная сзади. Эффект пышности достигался с помощью специальной подушечки, которая также называлась турнюр и подкладывалась под платье сзади, ниже талии, на каркас особой формы из металлических обручей, китового уса и др. Надетая на этот каркас юбка пышно топорщилась сзади. Кто-то из мебельщиков воспользовался модой на турнюр, чтобы замаскировать под юбкой лёгкий складной стульчик: на него можно было присесть, устав от ходьбы.
Аксессуарами стали большие богато украшенные веера, зонтики и сумочки.

(Слайд 14-15)
20 век стал, пожалуй, самым безумным и быстротечным в отношении моды. Первым порывом женской самостоятельности стало освобождение от корсета. Платья стали мягко драпироваться на фигуре. Используется много прозрачных тканей, прикрывающих обнаженные плечи. Появились огромные плоские шляпы, украшенные перьями, кружевом. Женщины начали носить стрижки, пока не короткие, но открывающие шею.

(Слайд 16)
В период с 20-х до 40-х годов укорачивалась длина юбки, волос. Одежда становилась проще. Основным украшением стали пуговицы и пояса. Обувь была удобной. Это было связано во многом с теми изменениями, которые происходили в мире, в развитии техники.
50-е вновь вернулись к многослойным юбкам длиной ниже колен, но уже в 60-е появились мини-юбки прямой формы, которые носили все; родилась молодёжная мода; в моду вошла крупная бижутерия из пластика.
70-е стали продолжателями 60-х.

(Слайд 17)
Главная тенденция 80-х – большие плечи, которые подчёркивали в женщине деловитость и самостоятельность. Широкие и узкие юбки разной формы и длины, блузы с различной отделкой; из украшений золото, огромные серьги (популярны крупные кольца в ушах), большие браслеты и крупные цепочки – главное, чтобы бросалось в глаза; обувь, это в основном туфли-лодочки с небольшим каблуком или без него. Стиль восьмидесятых весьма вульгарен.
В 90-х женская одежда очень похожа на мужскую: джинсы, кроссовки, футболки, короткие стрижки.   

(Слайд 18-20)
В наш век мода вновь вернулась к подчёркиванию женственности, и при этом стала свободной: модны и длинные и короткие юбки самых разных форм; широкие и ультра узкие брюки от очень длинных до коротких, различные блузы кофты, жакеты, платья. Обувь обязательно на каблуке, можно на высоком, а можно на низком. Важный аксессуар – сумка причудливой формы и с красивой тщательной отделкой.

(Слайд 21-26)
2. Индивидуальный образ любого человека может быть изменён практически до неузнаваемости только с помощью использования различных самостоятельных элементов одежды и аксессуаров, дополняющих один основной предмет. Давайте рассмотрим некоторые варианты на конкретном примере.
Первым рассмотренным нами предметом женской одежды станет топ. Куда можно пойти в этом топе, одев его со строгим белым брючным костюмом и дополнив этими туфлями, сумочкой и кольцом? А куда можно отправится в этом топе, сочетая его с такими видами одежды и аксессуаров?
Теперь давайте рассмотрим возможности изменения стиля при использовании жакета в сочетании с другими видами одежды и аксессуаров…
Последним рассматриваемым примером станет пальто…

Таким образом, мы смогли увидеть, как, сочетая один и тот же предмет женской одежды и дополняя его различными аксессуарами можно добиться создание единого стиля в костюмах разного назначения.

IV. Продолжение формирования знаний и умений.

Устное закрепление.

  1. Что такое костюм?
  2. Что такое аксессуар?
  3. В какой период женщины носили головные уборы самой необычной формы?
  4. Чем была необычна обувь эпохи Возрождения?
  5. В каком веке юбки дам были так широки, что им трудно было проходить в дверь? Что ещё необычного было в моде того времени?
  6. Что такое турнюр? В каком веке его использовали?
  7. В чём особенность одежды 50-х годов?
  8. Что стало причиной быстрого развития женского костюма в 20 веке?

Практическая работа № 1.
«Определение последовательности развития женского костюма»

(Слайд 27-29)

Выполнить задания на индивидуальных рабочих листах (см. Приложение):
1.Рассмотреть имеющиеся образцы костюмов разных эпох.
2.Определить соответствие каждого из костюмов временному отрезку, указанному в таблицах.
3. Приклеить подобранные образцы в нижней строке таблиц.

Практическая работа № 2.
«Творческое задание»

(Слайд 30-32)
1. Из имеющихся различных деталей платьев и аксессуаров на схематичном рисунке женской фигуры составить костюм согласно имеющемуся описанию на карточке (детали костюмов  подготовлены заранее и выбираются ученицами из общей массы в соответствии с индивидуальным описанием в личной карточке – см. Приложение).
2. Приклеить подобранные элементы на рисунок женской фигуры, так чтобы сложилось полноценное изображение. Отдельные элементы могут накладываться друг на друга.
3. Определить и подписать под рисунком время существования полученного костюма. Для этого можно воспользоваться таблицами из Задания №1. Раскрасить полученное изображение.Во время работы учитывать:

  1. Краткое описание конкретного женского костюма.
  2. Форму и длину основного элемента женского костюма – юбки.
  3. Форму причёски и(или) головного убора.
  4. Единство получившегося костюма, то есть соответствие всех компонентов (юбки, верхней части платья, причёски или головного убора) друг другу.

V. Контроль знаний и умений учащихся в ходе выполнения практической работы.

1. Взаимопроверка и выставление отметок учащимися за выполнение практической работы №1: учащиеся обмениваются рабочими листами и пользуясь «Листом для проверки», проецируемым на экран выставляют друг другу отметки на листах зелёной ручкой.
2. Проверка практической работы №2.

VI. Подведение итогов урока.

1. Чтобы создать законченный костюм любого назначения необходимо сочетать разные, модные в настоящий момент, детали одежды и дополнять их всевозможными аксессуарами. Только тогда удастся найти неповторимый стиль, свойственный именно данному времени.
2. Выставление отметок.
3. Запись «домашнего задания».
4. Уборка рабочих мест.

Приложение

Фотографии проведенного урока


Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 5

Используемая литература:
1.Канавец О.Ф. Технология: Тетрадь для учащихся 7-го класса. Вариант для девочек. – Саратов: «Лицей», 2002. – 80 с.
2.Козлова Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды: Учеб. Для сред. Спец. Учеб. Заведений/ Т.В.Козлова, Л.Б. Рытвинская, З.Н.Тимашева. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., Легпромбытиздат, 1990. – 320 с.; ил.
3.Мельникова Л.В. Методика трудового обучения. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ, - М.: Просвещение, 1985. - 224 с., ил.
4.Орлова Л.В. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.: ил.
5.Покупателю об одежде. Дворецкий И.В, Васильева Т.М., - М.: Экономика, 1975. – 88 с., ил.
6.Программы образовательных учреждений: Технология. Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы. Научные руководители. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. М.: Просвещение, 2000, -240 с.
7.Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). /В.Д.Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В.Синицина и др.; Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2000. - 240 с.: ил.
8.Технология: Обработка ткани: Рабочая тетрадь: 7 класс. Сост. Е.В.Воронко – М.: Корона-принт, 2004. - 64., илл.
9. Fashion. Mode. МОДА. 1500-1954. L’Aventurine, Paris,2003. (Русский текст – ООО «МАГМА», 2002).
10.Журналы BURDA, различные номера 90х-2000х годов. + Различные журналы, посвященные моде.
11. Различные интернет-ресурсы по тематике урока:
http://marinni.livejournal.com/
http://trulyvictorian.netfirms.com/history.html
http://marquise.de/en/1800/index.shtml
http://content.lib.washington.edu/costumehistweb/
http://www.cwrl.utexas.edu/~ulrich/19cdress/index.htm
http://www.batashoemuseum.ca/exhibitions/on_a_pedestal/index.shtml
http://www.metmuseum.org/toah/hi/hi_closh.htm
http://aands.org/raisedheels/Pictorial/extant.html
http://archives.starbulletin.com/1998/03/10/features/story1.html
http://theironchic.blogspot.com/2008/04/crazy-don.html
http://pepsimist.ru/pervye-sapogi-na-platforme/          
и другие.