За добро плати добром (8-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели урока:

Обучающая: научить работать с эпическим текстом.

Развивающая: развивать навыки и умения выделять главное.

Воспитывающая: формировать человеческое отношение к близким людям.

Эпиграф к уроку:

Есть на свете прекраснейшее существо,
у которого мы всегда в долгу, - это мать.
М.Горький

Ход урока

1. Слово учителя.

Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную песню? Кто рассказывает сказки? Кто учит говорить на родном языке? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок?

Да, именно мама открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним рядом, первой встает ночью на его плач.

Он слышит ласковые мамины слова, чувствует ее тепло, защиту. Вспомните, как неохотно малыши идут на руки к другим, как тянутся ручонками к маме.

И даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного дома, их связь с матерью не обрывается. Если это настоящие люди…

Звучит песня в исполнение Витаса” Прости, родная, за разлуку…”.

Слушая эту песню, мы мысленно обращаемся к нашим матерям, молодым и старым, любящим и любимым. Но всегда ли мы помним о них, всегда ли приходим на помощь?

2. Анализ рассказа К.Г.Паустовского “Телеграмма”.

Словарные слова записаны на доске: стеклярус, барельеф, пустельга, сольвейг.

1) Давайте обратимся к тексту произведения и посмотрим, как построен рассказ.

- сколько частей можно выделить? (3).

- озаглавим их и подберем эпиграфы:

1 часть - “Мать” - “Эх, горе ее горькое, страданье неписаное!”

2 часть - “Дочь” - “Эх ты, сорока!”

3 часть - “Телеграмма” - “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

- можно ли еще выделить части рассказа? (Да, последняя часть- эпилог: мать умерла и похоронена посторонними людьми; дочь не успела даже на похороны. Но эта часть дополняет характеристику Насти и оставляет надежду на то, что холод ее души растоплен слезами боли и раскаяния.

2) О чем этот рассказ? (Основная тема - взаимоотношения между родителями и детьми)

3) Подумаем, зачем автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Она настраивает читателя на определенный лад, создает тональность повествования)

Выразительное чтение текста вслух (начало).

- Какие мысли передает автор через этот пейзаж? (Время замедлило свое течение, мысль об увядании природы)

- Почему именно “подсолнечник”, а не “подсолнух”, как говорят в деревне? (У читателей создается впечатление, что это теплое маленькое солнышко на фоне серого, черного неба)

- Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Соотносит состояние природы с душевным состоянием человека)

- Выражает ли автор прямое сочувствие героине? (Нет)

- Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? (Горький запах нетопленых печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе, давно нечищенный самовар).

- Как это соотносится с образом героини? (Катерина Петровна живет воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только боль одиночества и потому равнодушное ожидание смерти)

- Что вам известно о прошлом Катерины Петровны?

- Однажды ей почудилось, что кто-то стучит в калитку. Зачитайте эпизод”: Она задохнулась, остановилась у старого дерева…”Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны? (Она сочувствует звездам, старому клену, жалеет их)

- Найдите в этом отрывке примеры олицетворений и эпитетов (клен озябший, бесприютной ночи, ему некуда было идти, позабытые звезды).

- А если исключить строки с описанием природы из повествования, изменится ли что-либо?

-Что поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки? (Что она очень слаба и дни ее , вероятно, сочтены)

И тогда она написала Насте письмо.

- Выразительное чтение письма.

- Почему Катерина Петровна написала его?

- Как вы считаете, у Насти были серьезные причины, чтобы не поехать к матери?

- Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?

- Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

- А почувствовали ли вы отношение автора? Как оно передано? (Через композицию, пейзаж, портрет, описание внутреннего состояния)

Характеристика Насти.

1. Как Настя относилась к письмам матери? Чем занималась Настя?

2. Работа с портретом.

- Что во внешнем облике Насти подчеркивает автор?

3. Анализ эпизодов, изображающих отношение Насти к художникам.

- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Она, по-вашему мнению, бескорыстна?

- Устраивая выставку Тимофеева, Настя тратит много времени, чтобы помочь чужому человеку. Бездушна ли Настя?

- Вспоминала ли Настя о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая всяких оценок.

- И вот курьерша Даша подала Насте телеграмму. Зачитайте ее.Само слово “телеграмма” должно было бы взволновать. Как же Настя принимает ее?

- Зачитайте диалог Насти со старым художником.

- Почему Настя не открыла старому художнику правду?

- Что сделала Настя с телеграммой? Почему?

- Настя оказалась для окружающих незнакомкой. Её в сущности не разглядел никто, кроме Гоголя, перед которым невозможно скрыть свое истинное лицо. Так звучит в рассказе тема возмездия искусства на человека. Искусство заставило Настю взглянуть на себя со стороны, задуматься над тем, что происходит.

- Многим людям свойственно желание стать значительным, прославиться. А Насте? Она к таким относится?

- “Эх ты, сорока!”- что вы слышите в этих словах? Почему сорока? (Трещотка, легкомысленная птица; это, может быть, и подсознательная самооценка Насти)

- “Не будь пустельгой” - говорит Тихон Манюшке, но ситуация и интонация произнесения этих слов позволяет предположить, что Тихон считает таковой именно Настю.

- Какое интересное слово “пустельга”. Вы знаете его значение?

Обращаемся к словарю Ожегова:

Пустельга - 1. хищная птица семейства соколиных. 2. легкомысленный, пустой человек (разг. неодобрит.).

- К Насте это слово применимо и в первом, и во втором значении. Почему Паустовский не сказал пустой человек, а пустельга?

- Кто помогает Насте прозреть? (Гоголь)

- Как передал писатель глубокую взволнованность Насти?

Чтение отрывка от слов”: Настя вздрогнула от холода” до слов “…лишь бы простила”. Обратите внимание на пейзаж.

- Как вы можете объяснить внезапное прозрение Насти?

Тихон пишет вторую телеграмму только уже не Насте, а Катерине Петровне. Но та понимает, что телеграмма не от дочери. По каким признакам она это поняла? (Речь выдает авторство пожилого человека)

- Зачитайте телеграмму.

Писатель мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны. Он сочувствует героине, преклоняется перед ее деликатностью, интеллигентностью, добротой и сдержанностью. Автор не случайно дает ей такое имя, потому что в переводе с греческого языка “Екатерина” означает “чистая, непорочная”.

- Смерть и похороны Катерины Петровны – развязка.

Обратим внимание на пейзаж со слов “Подморозило…”.

Почему он изменился? (Со смертью Катерины Петровны исчезла напряженность, связанная с томительным ожиданием приезда Насти. Смерть - это и избавление от страданий)

- После смерти Катерины Петровны Тихон бормочет Манюшке”: За добро плати добром, не будь пустельгой”. Почему они сказаны именно ей?

- Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Запись на доске:

“Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле”.

Пятая заповедь Божия

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты- сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Настя приезжает к матери, но слишком поздно. Может, это заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?

- Что такое совесть?

Ответ найдем в словаре Ожегова.

- Зачем она дана человеку?

- Какие-либо факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась?

Зачитайте заключительные строки рассказа.

- А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?

- Какая черта есть у нее и отсутствует у Насти? (Душевность, добросердечие, милосердие)

- Как вы понимаете значение этих слов?

- Почему рассказ назван “Телеграмма”? В тексте две телеграммы. О какой идет речь? В названии?

3. Подведение итогов урока.

Тема нашего урока “За добро плати добром”. Как вы понимаете эти слова? Какими мы должны быть по отношению к матерям, чтобы не было поздно?

Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, все же верит в ее искренние раскаяние и исправление. Не случайно значение имени.

Запись на доске:

Настя (греческое) - воскрешающая.

- Эпиграфом к нашему уроку являются слова М.Горького. Зачитайте его. Почему мы всегда в долгу у матерей?

4. Выставление оценок за урок.

5. Домашнее задание.

1) Выполнить творческие работы “Слово о маме”.

2) Задание для тех, кто любит литературу. Ответить на вопрос”: Каким вы видите автора этого произведения? Что он ценит в людях?” (письменно в тетрадях).

6. Заключительное слово учителя.

Тихо звучит музыка.

Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слова, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.

И сколько бы ни было тебе лет - 5 или 50 - тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.