Трехлетний ребенок в мире социальных отношений

Разделы: Работа с дошкольниками


Из опыта работы по эмоциональному развитию детей трех-четырех лет видно, насколько сложно приобщить маленького человека к жизни в социуме. В этом возрасте ребенок начинает осознавать свое “Я”, усложняется эмоциональная жизнь малыша. Как правило, в 3 года ребенок попадает в новые социальные условия: от общения с родителями переходит к общению со сверстниками, среди которых есть дети с недоразвитием речи и с полным безречием, что ведет к определенным психологическим сложностям. Все эти факторы ведут к нарушению активности многих составляющих жизненного процесса.

Таким образом, если ребенок не научен способам возможного общения в группе детского сада, то формы поведения, случайные в начале (гнев, обида, злость, страх и т.д.), повторяясь в похожих ситуациях, порождают в группе напряженную и неприятную атмосферу. Чтобы научить ребенка адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении и выражать чувства и отношения к окружающим в соответствии с поведенческими традициями необходимо решить ряд задач:

- научить детей понимать свое эмоциональное состояние и выражать его различными способами (вербально, мимикой, жестами, в творческой деятельности);

- создать в группе обстановку эмоционального комфорта для каждого ребенка через ненавязчивое привлечение к игровой деятельности;

- корректировать нежелательные черты характера через формирование представлений о нормах поведения и общения друг с другом;

- развивать творческие способности и воображение;

- воспитывать отзывчивость в ситуациях комфорта или дискомфорта сверстников.

Таким образом, задача педагога состоит в том, чтобы путем использования игровой деятельности социальной направленности, уже в этом возрасте сформировать сочувственное, уважительное отношение детей друг к другу, что помогает добиться спокойного и дружелюбного климата в группе.

Вся трудность состоит в том, что для достижения данной цели необходимо целенаправленное и систематическое решение основных задач по коррекции нежелательных черт характера, начиная с первых дней появления ребенка в группе. Очень часто случается так, что воспитатели едва успевают выполнять программные требования и на дополнительные занятия времени уже не остается, хотя в любой программе детского сада заложен минимум по нравственно-этическому воспитанию, но без ежедневной планомерной работы по коррекции социальных взаимоотношений не будет результата. Составлению такого плана должна предшествовать тщательная диагностика микроклимата в группе: составляется таблица по взаимному выбору детей, проводятся наблюдения за формами общения детей, беседы по литературным произведениям с заданной тематикой и т.д. По результатам диагностики и определяется круг проблем для данной группы детей.

Основной метод достижения поставленной цели – игровая деятельность социального характера, которая осуществляется посредством использования общедидактических приемов:

наглядные

- иллюстративный материал по проблемным ситуациям;

словесные

- беседы по проблемным ситуациям;

- использование художественной литературы с заданной проблемой (сказки, потешки, стихи);

практические

- сюжетно-ролевые игры, направленные на осознание ребенком своей поведенческой проблемы;

- имитационные игры (воображаемая постановка себя на место другого);

- блоки игр на сплоченность, содружество, взаимодействие, взаимовыручку;

- обыгрывание ситуаций и моделирование выхода из них;

- психогимнастика (средство релаксации и активизации эмоциональной стороны детской психики);

- творческая деятельность (синтез эмоций и впечатлений (проводится в конце каждого занятия)).

Опыт подобной работы дал положительные результаты, которые были оценены как педагогами, работающими с детьми, так и их родителями. Но необходимо помнить, что успех зависит от систематической работы, которая сопровождает каждый режимный момент, а не от случая к случаю, так как дети крайне чувствительны к любому нарушению “правил”.

Примерный тематический план работы по формированию мира социальных взаимоотношений между детьми 3-4 лет и список возможных источников дополнительной информации и методических разработок изложен в приложении. В плане не отражено конкретное проведение занятий, только общие положения, так как методической литературы предостаточно и каждый педагог выбирает то, что интересно именно ему.

Приложение 1