Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней (6-й класс)

Разделы: Биология

Класс: 6


Раздел программы: «Вода»

Цель занятия: раскрыть причину необходимости бережного отношения к воде и экономного ее использования.

Задачи:

Образовательные:
- познакомить с  ценностью пресной воды.
- выявить факторы загрязнения водоемов;
- познакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения;

Коррекционно- развивающие:

- формировать умения и навыки самостоятельной работы;
- развивать творческие способности;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение  к воде, и  экономному использованию её.

Тип занятия:  усвоение знаний на основе имеющихся.

Вид занятия: комбинированный.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Межпредметные связи: география.

Ход занятия

I. Организационный момент.

У.Я всегда, везде, во всем
Утром, вечером и днем.
То я в небе в облаках,
То в веселых ручейках.
Я и в море, в океане.
На столе у вас в стакане.
В баню мыться вы пойдете,
То и там меня  найдете.
Доложите мне друзья
Без чего прожить нельзя.

Ответы детей.

У.Правильно, без воды. Для чего же нам нужна  вода?

ВОДА – ЭТО ИСТОЧНИК ЖИЗНИ.

Ни одно живое существо на Земле не обходится без воды.

II. Целеполагание и мотивация обучения.
У.Сегодня  мы ребята продолжим разговор о воде
Запишите число и тему урока.
«Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней».
Мы узнаем, какая вода ценится и почему нужно бережно к ней относиться.

III. Актуализация опорных знаний.
У.Чтобы нам было легче работать, давайте сначала вспомним, что мы знаем о воде.
У вас на столе лежат карточки с заданиями. Вам надо дать письменный ответ на вопросы. Прочитаем вопросы, кому что непонятно? Тогда прошу всех приступить к выполнению задания.

1. В каких трех состояниях на Земле находится вода?
2. Откуда в ваш дом приходит вода?
3. Напишите два растворимых в воде вещества?
4. Напишите два нерастворимых в воде вещества?
5.Где люди используют воду?

У.Ребята, где же люди используют воду.

У.Внимание на экран. ( Просмотр отрывка из фильма «Путешествие капли воды»)

IV. Объяснение нового материала
У.А какую воду люди используют?
Ответы детей.
У.В тех странах, где мало пресной воды (редкие дожди, отсутствие снега, рек, озер) люди добывают воду из морской воды. Такой процесс называется опреснением.
Запишите в тетрадях.

Опреснение-процесс добывания пресной воды из морской.
У.Вспомните опыт выпаривание  соли из минеральной воды. На дне чашки оставалась соль, а пресный водяной пар испарялся. Если этот пар охладить, то получиться пресная вода. Опреснение морской воды проводят в больших специальных установках.
Ребята, какой воды на земле все-таки меньше пресной или соленой?
Ответы детей.
У. Все верно, запасы пресной воды ограничены. Поэтому ее надо сохранять, беречь.
Но, к сожалению, часто люди относятся к пресной воде расточительно, расходуют попусту. Приведите примеры ( при мытье посуды, при приеме душа, не ремонтируют своевременно текущие краны, засоряют водоемы).

Давайте посмотрим, как губительно действует загрязнение воды на жителей водоемов.

Об этом наша сказка о нефтяной рыбке. (Инсценировка сказки детьми)

Утром зорька заиграет,
Рыболов к морю шагает,
Что поймает он, сей раз?
Вот об этом наш рассказ.
Хорошо как на просторе
Вот и невод уже в море
Тащит сеть свою рыбак,
А там: банки, склянки, тетрапак.
Верить ли своим глазам?
Рыбы нет, а только хлам
Второй раз невод бросает
И с надеждою мечтает:
Как поймаю рыбу я,
Буде рада вся семья.
Снова невод уже в море.
Застонал рыбак от горя,
Как увидел улов снова.
Достал с невода калошу:
«До чего день нехороший!»
Все ж надежды не теряет,
Третий раз невод бросает.
Лицо счастьем осветилось-
Рыбка в неводе забилась.
Не золотая рыбка, не простая,
А черная от нефти, чуть живая.
Рыбу в море он бросает,
Бедняжка плачет, умоляет:
«Нет воды уж светлой боле
Лучше жить мне у тебя в неволе.
Мочи нет глотать мазут
Не оставь меня погибнуть тут!»

Демонстрация опыта. Смешивание воды с нефтью.
У. Почему же рыбка попросилась к рыбаку?
Ответы детей.
У.Нельзя загрязнять и морскую воду. К сожалению, когда получают повреждения или тонут корабли, на океанской поверхности разливается огромное количество топлива - нефтяные пятна.

Какая опасность возникает тогда?

Ответы детей. От них гибнут морские животные, растения и птицы, которые здесь кормятся. На многие года приходят в негодность пляжи и берега.

V.Физкультминутка.

Вы наверное устали?
А сейчас мы отдохнем .
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку.
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать.
Но пора и меру знать.
Побежим скорее в класс
Там продолжим мы рассказ.

VI. Работа с учебником.
У. Ребята загрязнить воду легко, а очистить непросто. О том, как можно очистить воду, прочитаем в учебнике на стр. 55. «Охрана воды». Каждая группа подготовит ответы на вопросы.
Работа в группах.
1 группа. Как охраняется вода от загрязнения на промышленных предприятиях.
( для этого делают очистные сооружения)
2 группа.  Как сохранить воду от загрязнения в сельской местности?
( в сельской местности - это недопускание попадания в них растворов удобрений, отходов животноводческих ферм и др. вредных веществ )
Каждый человек обязан бороться за чистоту природной воды, в том числе и мы с вами ребята обязаны не загрязнять ее и не растрачивать попусту, думать о будущем нашей планеты.
3 группа. А мы с вами как сможем сберечь чистоту нашей речки?
Ответы детей.
Правильно. Давайте познакомимся с памяткой поведения у водоема.
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в реке.

VII. Контроль ЗУНов.
У.Ребята давайте подведем итог. Над какой темой мы сегодня работали?
Без чего невозможна жизнь на Земле?
Как называется процесс добывания пресной воды из морской?
Что такое очистные сооружения?
Расскажите, как можно дома, в школе экономить воду?

VIII. Задание на дом.
У. Чтобы об этом узнали другие ребята, вы нарисуйте дома плакаты на тему: «Берегите воду», чтобы вам было легче нарисовать, вы повторите параграф 15 «Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней». Эти плакаты помогут нам показать экологическую сказку «Разноцветная река» для ребят начальных классов.

X. Рефлексия.
У. Мне очень понравилось работать с вами. И на память об этом уроке я дарю вам символические капельки воды (вырезанные из бумаги, на которых выставлена оценка за урок), ведь вода, как мы говорили, это жизнь. Пусть  эта капелька подарит кому-то радость, кому-то надежду на успех.
Теперь поднимите свои капельки, если вам понравилось со мной работать.

XI. Итог урока. Давайте вспомним, откуда пришли к нам эти капельки.
Правильно из Мирового океана и давайте все вместе споем нашу песню.

Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будет рыба,
Пусть всегда будет море,
Пусть всегда будем мы.

Если мы сохраним наши водоемы, значит, будет жизнь на Земле.