Урок-КВН по теме "Применение основных законов электродинамики"

Разделы: Физика


Механическое повторение пройденного материала вызывает у ребят скуку. Особенно малоэффективно простое воспроизведение материала на уроках итогового повторения, когда надо восстановить в памяти основные сведения по целой теме или разделу. Оживить опрос, активизировать учащихся могут занимательные формы работы. В их числе урок-КВН.
Продолжительность урока 90 минут. Целью урока является повторение и систематизация материала по разделу «Электродинамика» для дальнейшего применения знаний и умений на физическом практикуме.

Тема: Применение основных законов электродинамики.

Тип урока: Применения и совершенствования знаний.

Вид урока: Урок-КВН.

Цели урока:

1.   Образовательная:

  • повторить и обобщить знания учащихся по разделу «Электродинамика»;
  • выявить знания учащихся на использование теоретического материала по теме в процессе решения задач, умения применять физические законы при выполнении работ физического практикума.

2.   Развивающая:

  • способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
  • развитие способности к самооценке и самоанализу собственной мыслительной деятельности и ее результатов;
  • проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению имеющихся знаний в различных ситуациях.

3.   Воспитательная:

  • побуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;
  • воспитание духа соревнования, ответственности за товарищей, коллективизм.

4.   Методическая:
•    показать методику применения разнообразных методов, которые можно использовать на нетрадиционных уроках частями или целиком.

Методы: словесная передача информации и слуховое восприятие информации; наглядная передача информации и зрительное восприятие информации; передача информации с помощью практической деятельности; стимулирование и мотивация; методы контроля и самоконтроля.

Приемы: беседа, эксперимент, практические упражнения, выполнение творческого задания, создание ситуации успеха, предъявление учебных требований, создание ситуации взаимопомощи, тестированный опрос, взаимоконтроль, самоконтроль по образцу.

Принципы: научности, системности, логичности, самоорганизации, развития личности, коллективизма, ответственности, сознательности, активности, самостоятельности, наглядности, доступности, единства образовательной, развивающей и воспитательной целей.

Средства обучения: демонстрационные установки для сборки электрических цепей, соединительные провода; демонстрационные трансформатор и конденсатор; кроссворды; задания для тестированного опроса.

План урока:

1. Организационный момент:

  • Приветствие;
  • Определение отсутствующих;
  • Проверка готовности учащихся к уроку;
  • Организация внимания.

2. Актуализация ранее усвоенного:
1.  Ответы на вопросы по карточкам;
2.  Работа по картинке.

3. Применение знаний:

  1. Решение задач;
  2. Тестированный опрос;
  3. Кроссворд;
  4. Заполнение таблицы.

4. Совершенствование знаний:

  1. Сборка электрической цепи;
  2. Описание прибора (презентация);
  3. Ответы на вопросы конкурса «гонка за лидером»;
  4. Самооценка и оценка группы;
  5. Подведение итогов, анализ работы.

5. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Группа предварительно делиться на 2 команды (придумываются названия команд, выбираются капитаны команд) и рассаживается за столы. Жюри   создается из учащихся параллельной группы. После каждого конкурса жюри подводит итоги и фиксирует ответ каждого учащегося в списке: кто отвечает и сколько раз.
2.1 Командам раздаются карточки-задания (Приложение №1), дается время на подготовку и ребята попеременно отвечают на вопросы.
2.2 По картинке (Приложение №2) необходимо объяснить, почему возникает опасность      поражения током в случаях, изображенных на рисунках.
3.1 На доске начерчена таблица с задачами и задачи-рисунки (Приложение№3). Командам необходимо выполнить задание, правильно и быстро. (Пока решаются задачи, жюри подводит итоги предыдущих конкурсов, количество очков записывается на доске членом жюри).
3.2 Командам предлагается тест по заданной тематике (Приложение №4) и листочки для написания кода правильного ответа, листочки сдаются жюри для подведения итогов.
3.3 Решение кроссворда (Приложение №5) (за каждое отгаданное слово-1 очко).
3.4 Заполнение таблицы (Приложение №6): разнести по разным колонкам вещества, разделив их предварительно на проводники и диэлектрики.
4.1 Сборка электрической цепи. Командам выделяются планшеты с приборами, соединительные провода. Необходимо начертить схему электрической цепи, собрать по ней электрическую цепь и проверить работу цепи, включив в сеть.
4.2 Презентация физических приборов. Командам предлагаются макеты конденсатора и трансформатора. Необходимо предоставить максимальную информацию по каждому прибору. Создать, так называемую, рекламу, чтобы было понятно, что без этого прибора не возможна работа механизмов, машин, устройств и т.д.
4.3 Команде с меньшим количеством очков предлагается 15 вопросов по разным темам. За короткое время необходимо ответить на все 15. За каждый правильный ответ-1 очко. Потом 15 вопросов команде-сопернице (Приложение №7).
4.4 Капитанам команд и самим командам предлагается выставить оценки за личный вклад в достижения команды. Согласование оценок.
4.5 Подведение итогов. Объяснение общего счета и команды-победительницы. Вручение грамот за победу и участие, выставление оценок.
5.  Домашнее задание: подготовиться к выполнению работ физического практикума.

Дополнительные задания:

  1. Конкурс знаний законов электродинамики. Называть поочередно законы электродинамики и записывать на доске.
  2. Объяснить поговорки, связанные с законами физики.
    • Яблоко от яблони недалеко падает;
    • Непойманная рыбка всегда больше кажется;
    • Куй железо, пока горячо;
    • Грома без молнии не бывает;
    • Баба с возу-кобыле легче;
    • Лошадь позади телеги не ставят.

Литература:

  1. Касьянов В.А. Физика. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003 г.
  2. Марон А.Е., Мякишев Г.Я. Физика. – М.: Просвещение, 1988 г.
  3. Марон А.Е., Марон Е.А. 11кл: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2005 г.
  4. Луппов Г.Д. Физика в опорных конспектах и тестах: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 1992 г.
  5. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 1997 г.