Развитие одаренности детей старшего дошкольного возраста как важное условие социализации личности ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами.
Б.П.Никитин

Ребенку даны феноменальные способности  усваивать  огромный объем информации.  Человек – существо социальное  и ему необходим развитый мозг, чтобы он мог  успешно  войти в социум (Приложение 1).

Изменения, произошедшие в отечественной системе образования за  последнее десятилетие, ее переориентация на  гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, изменили отношение к детям, проявляющие повышенные  способности в интеллектуальной, творческой  деятельности.

Основная цель образования – помочь каждому индивидууму полностью раскрыть свой умственный потенциал. 

Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека.

И поэтому особая миссия возложена на воспитателей. Их задача, ни много ни мало, – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность.

А что дает детский сад самому ребенку? Детский сад в нашей стране является особым образовательным учреждением.

Изменяется и совершенствуется система дошкольного образования, которая всегда выполняет важнейший социальный заказ общества и является одним из важных факторов его развития. Роль дошкольных образовательных учреждений невозможно переоценить.

Поэтому сегодня внимание многих педагогов  и психологов привлекает проблема  деятельности одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.

Кто же такой одаренный ребенок? Обычно к одаренным и талантливым детям относят тех, кто благодаря своим способностям демонстрирует высокие достижения в различных сферах человеческой деятельности.

Одаренность традиционно раскрывается через понятие способностей (общая, специальная).

У ряда одаренных детей наблюдается значительное опережение, скажем, в умственном или художественно-эстетическом развитии, достигающее иногда 5-6 лет.

На протяжении дошкольного возраста происходит существенные изменения в самых разных направлениях. Совершенствуются разные виды деятельности ребенка: игра, рисование, конструирование. Стремительно развиваются внимание, память, мышление и воображение.

В рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне.

Есть Центр развития ребенка Л.А. Венгера, который  стал заниматься проблемами  развития одаренных детей. Так появилась программа "Одаренный ребенок"

Программа, предназначенная для работы с детьми от 5 до 7 лет с высоким  уровнем умственного развития,  она основана на результатах научных исследований по изучению умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста. Данный этап развития ребенка характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Уровень развития его способностей достигает к этому моменту достаточно  высокого уровня. Происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у детей  определенной степени одаренности.

Данная программа дает возможность "подбрасывать" ребенку нужную "пищу для ума" в нужный момент, а ребенок принимает ее с интересом и с удовольствием.

Основная цель программы – способствовать развитию умственных и художественно – творческих способностей ребенка, а также развитие специфических  дошкольных видов деятельности, в том числе игры. Естественно, что не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую образовательную работу с детьми.

Основная задача образовательной программы с детьми,  как раз и состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей.

И наш детский сад – Центр развития  ребенка, начал эту работу, ведь и у нас есть дети, которые показывают высокие достижения в общей и специальной  одаренности.

Перед собой поставили цель: обеспечить совершенствование умственных и художественных способностей детей через  образовательную работу с группой одаренных детей  старшего дошкольного возраста, конкретные задачи.

После изучения программы мы подошли к предполагаемым задачам,  продумали  этапы работы.

Со 2 младшей  группы мы  работаем по программе Л.А.Венгера "Развитие" и одновременно наблюдаем, совместно с психологом МДОУ, за усвоением программы и развитием детей  данной группы. Так стали появляться  претенденты  в подгруппу "Одаренный ребенок". Эти дети  проявляли огромную любознательность в познании нового, легкое усвоение программного материала, стали лидерами  среди  сверстников, и,   подойдя к рубежу средней группы,  показали  огромный потенциал в развитии.

В это время была проведена огромная работа по подготовке к реализации данной программы:  это –

1. Подготовлена предметно-развивающая среда – оформлены и пополнены  атрибутами  игровые уголки с соответствии с  данной программой, приобретено много познавательной литературы, пособий для работы с детьми на занятиях и в свободное время.

2. Разработан алгоритм работы с детьми по внедрению инноваций в ДОУ, алгоритмы работы с детьми по разделам программы.

3. Разработано перспективное планирование по всем разделам программы со значительным усложнением в соответствии с возрастными психическими особенностями развития.

4.  Разработан учебно-методический  комплекс по программе "Одаренный ребенок" Л.А. Венгера  для детей старшего дошкольного возраста.

5.  Подготовлены конспекты занятий и праздников для детей и совместно с родителями.

6. Обследование специалистами детей на выявление   сформированности  общих и специальных способностей  и таланта детей, проведен  мини-педсовет, на котором обсуждалась каждая предлагаемая кандидатура;

7. Работа с родителями. В  нее вошло:

а) анкетирование, по результатам которого мы узнали об отношении  родителей к данному развитию их детей;

б) родительское собрание, на котором были показаны результаты  усвоения программы  детьми за учебный год и предложены основные положения программы Л.А. Венгера "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации   ребенка  в социуме;

в) подготовлены  папки-передвижки, консультации, перспективный план,  рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;

г) система работы с родителями по внедрению программы «Одаренный  ребенок».

Когда дети перешли в старшую группу и на основе педагогической и психологической  диагностики  мы начали работать по программе «Одаренный ребенок» Л.А.Венгера  с подгруппой детей. В  нее вошло 13 человек. 

Чтобы решить   поставленные  задачи,   использовали  различные формы, методы и приемы в работе с детьми,  обеспечивая мотивацию к обучающемуся взаимодействию.

Чтобы детям было   интересно воспринимать поставленную задачу – занятия проводили  в разных формах и с разным количеством детей. На многих занятиях организовывали  совместную  деятельность для лучшего усвоения материала и умения работать в коллективе,  достигая поставленной цели. Обстановка всегда непринужденная, доброжелательная (Приложение 2).

Ценным в наших занятиях является то, что, разрабатывая занятия, мы стремились к развитию у детей творческого воображения, фантазии, возможности полноценно переживать и выражать свое эмоциональное состояние. Мы всячески старались поддерживать инициативу  ребят и всегда были готовы изменить ход занятия в соответствии с ней.

Хотелось бы отметить, что используемая форма организации занятия, когда дети проживают какую-либо ситуацию,  выполняя при этом разного рода задания, параллельно  требует решение задачи по освоению детьми игрового стиля общения и развитию способности к перевоплощению. Мы также  заметили, что для детей с высоким уровнем умственного развития характерно стремление к интеллектуальным видам деятельности.

Нововведением в данную программу является раздел "Ознакомление с элементарными  физическими явлениями". Для детей  такой раздел и новый, и в то же время знакомый, ведь с физическими явлениями мы сталкиваемся каждый день. Цель раздела – развитие познавательных способностей ребенка на основе применения предметных  и графических  моделей при рассмотрении физических  явлений разного типа, а также прогнозирование на основе модели возможного результата того или иного явления. Раздел предполагает изучение этих  явлений  через опыты и дети, в такие моменты,  становятся настоящими исследователями, а  проживая такие ситуации, запоминается материал на всю жизнь. Детям интересно узнать, что составляет суть  природы, познание мира.

Так как моделирование проходит через все виды деятельности ребенка и способствует в максимальной степени развитию  умственных способностей детей, то в воображении  у ребят возникает  замысел в форме наглядной модели,  схемы  воображаемого предмета, явления, события и последующее ее дополнение деталями, придание ей  конкретности, отличающей результаты воображения от мыслительной  деятельности.

Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Однако это творчество "для себя", к нему не предъявляется требование реализуемости, продуктивности. Основа активного воображения старшего дошкольника – сюжетно-ролевая игра и режиссерская игра.  Рождаясь в игре, активное воображение наших детей переносится в другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство.

Она корригирует и развивает познавательные  процессы, творческое воображение, формирует  эмоционально-волевые качества, помогает воспитывать характер ребенка. 

Современная социальная  ситуация  далеко  не всегда насыщает детей эмоционально,  далеко не всегда обогащает их впечатлениями.

Вот почему мы больше уделяли внимание ребенку, обогащали мир ребенка  эмоциями, ведь хорошее настроение улучшает процесс  запоминания, а благодаря  эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события.

В ходе работы по программе детям оказывались  дополнительные образовательные услуги, которые являлись эффективным средством развития способностей.

Направленность на результат деятельности развивает трудоспособность.

Ведь именно здесь,  дети могут  быстро увидеть результат своей работы, причем,  всегда положительный, а значит,  у ребенка появится чувство удовлетворения, желание еще  творить и созидать, доводить начатое дело до конца.

Таким образом, работая по программе "Одаренный ребенок" основное внимание уделялось не только конкретным знаниям, умениям, навыкам, но и способам овладения ими, средствам решения познавательных  и творческих задач самим ребенком, а при сходстве задач и направлений имеются особые линии усложнения работы, обусловленные  высоким развитием  ребенка.

Большую помощь оказывали родители. И поддержка родителей, их  понимание ценности этой деятельности формирует самую важную особенность одаренного ребенка, что именно умственная деятельность – самый главный интерес в его жизни.

Дети  научились выполнять задания  повышенной сложности  по всем разделам программы, причем они это  делают в  более короткие сроки

Все  данные продолжали  заносить в "Карту развития".

В течение учебного года, в результате дифференцированного подхода к каждому ребенку и проведенным мероприятиям, мы включили в эту подгруппу еще 3 ребят. Таким образом, на конец подготовительной группы у нас была выпущена подгруппа детей из 16 человек,  что составило 14% увеличения состава подгруппы. Все дети   показали усвоение программного материала по разделам программы на высоком уровне. Динамика роста составила 26%.  

Итак, в  ребенке мы постарались  заложить  инстинкт познания и исследования мира. Мы хотели, чтобы  ребенок смог развить этот инстинкт  и реализовать свои возможности.  Для нас было важно, чтобы ребенок  был  креативной личностью, хотел заниматься сложной творческой, умственной, всякой другой  деятельностью. Такая подготовка, надеемся, даст  возможность детям учиться  дальше  в школе по программам развивающего обучения и достойно войти в общество, стать поистине настоящей личностью.

За все это время, мы,  педагоги,  активно принимали участие в разработках проектной деятельности в детском саду – проект «Эхо столетий» «Нравственное воспитание», «Любить малую родину» и др., создан фильм  «Оха – город мой любимый, город мой родной»; дети тоже не отставали, они   продолжали быть активными участниками всех мероприятий  в детском саду и районе: принимали участие в КВНах,  олимпиадах,   цирковых представлениях,  презентациях,  спортивных праздниках  с родителями,  выставках детских рисунков и поделок  (Охинский Краеведческий музей и Выставочный зал), районных конкурсах, утренниках  в младших группах д/с, в программах для участников районных конкурсов,  где были отмечены грамотами, дипломами, ценными подарками.

Мы и сегодня,  продолжаем наблюдать за нашими выпускниками. Они успешно адаптировались к новым социальным условиям в школе,  продолжают осваивать новые знания и умения на высоком уровне, быть активными участниками  во всех  мероприятиях, стали лидерами в своем классе. Сегодня  все дети занимаются в кружках и студиях.

И когда ты видишь результаты своей работы, то действительно понимаешь значимость этой программы.

«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому  еще неизвестные. Видимо, это и  есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь». Б.П. Никитин.

Список использованный литературы:

  1. Белова, Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.
  2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии 1966. № 6. С.80–91.
  3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
  4. Доровской, А.И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г.
  5. Гильбух, Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев. 1993.
  6. Кулемзина, А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое

    исследование. Томск. 1999.
  7. Лейтес, Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
  8. Личностно-оринтированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособиме). Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. М.: Вузовская книга. 2001 – 131с.
  9. Одаренные дети. Бурлинская Г.В., Слуцкий В.М. М.: Прогресс, 1991. – 376 с. //Общ. Ред. Г.В.Бурлинской и В.М.Слуцкого; Предисловие В.М. Слуцкого.
  10. Одаренный ребенок /под ред. О.М. Дьяченко – М; 1997 г.
  11. Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.
  12. Психология общих способностей. Дружинин В.М. Спб.: питер, 2007. – 368сю – 3-е изд.
  13. Психология одаренности детей и подростков /под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина /Под ред. Лейтеса Н.С. учебное пособие для студентов  высших и среднеспециальных учебных заведений. Изд. 2-е, пераб., доп., – М; АСАДЕМА. – 2000 г.
  14. Программа Л.А. Венгера  «Одарённый ребёнок» (основные положения) – 1995 г.
  15.  Психология одаренности: от теории к практике /под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.
  16. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. О.М. Дьяченко, Булычевой  А.И. – 1996 г.
  17. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: педагогика, 1986. – 224 с. /Под ред. Л.А.Венгера /Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.
  18.  Рибо, Т. Творческое воображение. Спб.: Эрлих, 1901.
  19. Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в  школе – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.
  20. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе – М.
  21. Семенов, И.Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 1994. №1. С. 56-64.
  22. Шадриков, В.Д. Способности и интеллект человека. – М.: Издательство Современного  гуманитарного университета, 2004. – 188 с.
  23. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок. – М. 1999.