Урок-объяснение нового материала по теме "Функция у = х^n". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цель: Продолжить изучение свойств функций; рассмотреть свойства степенной функции с натуральном показателем.

Тип урока: объяснение нового материала.

I. Проверка домашнего задания

  • Проверить правильность решения номеров
  • Опрос основных понятий прошлой темы

II. Новый материал

Рассказ учителя с показом презентации

Учитель:  Вы знакомы с функциями y = x, y = x2, y = x3, y = 1/x и т.д. Все эти функции являются частным случаем степенной функции, т.е. функции y = xn, n – заданное натуральное число.

Рассмотрим свойства степенной функции в частном порядке:

  • n – четное число. В данном случае свойства функции y = xn аналогичны свойствам функции y = x2.
рис.1

Учитель: Вспомним свойства этой функции:

  1. Если x = 0, то y = 0. График функции проходит через начало координат.
  2. Если x ≠ 0, то y > 0. Это следует из того, что черная степень как положительного, так и отрицательного числа положительна. График функции расположен в первой и второй  координатных четвертях.
  3. Функция является четной. Это следует из того, что при четном n равенство (-x)n = xn верно для любого х. График функции симметричен относительно оси ординат.
  4. Функция возрастает в промежутке [0;+∞) и убывает в промежутке (-∞;0].
  5. Область значений функции есть множество неотрицательных чисел.
рис.2
  • n – нечетное число. В данном случае свойства функции y = xn аналогичны свойствам функции y = x3.
рис.3
  1. Если x = 0, то y = 0. График функции проходит через начало координат.
  2. Если x >0, то y > 0; если x < 0, то y < 0. График функции расположен в первой и третьей четвертях.
  3. Функция является нечетной. Это следует из того, что при нечетном n равенство (-x)n = -xn верно для любого х. График функции симметричен относительно начала координат.
  4. Функция возрастает на всей области определения.
  5. Область значений функции есть множество всех действительных чисел.
рис.4

III. Работа на уроке

№ 496 (а, в), 498 (ус), 500 (ус), 503, 505

IV. Домашнее задание п. 22

№ 499, 501, 504

К работе прилагается презентация.