Технология выполнения счетных швов, народная кукла

Разделы: Технология


Цели:

Обучающая:

  • научить технике выполнения счетных швов - шов роспись,
  • дать информацию о русской народной игрушке;

Развивающие:

  • развить навык работы с иглой (выполнить шов роспись),
  • развитие творческих способностей учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе;
  • воспитать чувство уважения к традициям своего народа;
  • умение видеть красивое;
  • аккуратность, трудолюбие, экономное отношение к материалам.

Оборудование и материалы:

  • тетрадь, учебник, пяльцы, ножницы, нить для вышивки, игла ручная.
  • образцы и фотографии традиционных народных кукол, образец куклы (тряпичной), образцы тканей;
  • ткань для туловища размером 15х15 или 18х18см; белая ткань для головы и блузки размером 15х15 или 18х18см;
  • тесьма, нитки хлопчатобумажные №20-40

Раздаточный материал:

  • памятки по технике безопасности;
  • памятки "способ закрепления нити способом "Закрепление петелькой";
  • образцы рисунков для вышивки швом роспись;
  • схема выполнения вепсской куклы.

Практическая работа:

1. Выполнение вышивки швом роспись;

2. Изготовление традиционной народной куклы.

Ход урока

1. Проверка готовности к уроку.

2. Изучение нового материала.

Шов "полукрест" или "роспись". Швом "роспись" может быть выполнен как самостоятельный большой узор, так и небольшие узкие полоски. Эти полоски служат дополнением к основному узору, выполненному другими швами (крестом, счетной гладью и др.), или ими заканчивают край изделия.

В отличие от креста роспись создает кружевной узор, состоящий из тонких, идущих в разных направлениях линий.

Рисунок 1

Эта вышивка двусторонняя. Узор, выполненный на лицевой стороне, полностью повторяется на изнанке и строится из прямых (горизонтальных и вертикальных) и косых (диагональных) стежков.

Рисунок 2

Шов "роспись" выполняют двукратным движением иглы с рабочей ниткой по всему узору (рис. 4а). Сначала швом "вперед иголку" обводят контур узора, выполняя по пути мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура (рис. 4б). Затем, движением иглы в обратном направлении, заполняют пропущенные места и детали узора, расположенные внутри контура (рис. 4в). Узор будет четким, если все прямые стежки будут одинаковы по длине, между стежками не будет просветов ткани и рабочая нитка не закроет дважды один и тот же интервал. Шов можно выполнять как по счету нитей, так и по рисовке.

В русских вышивках, особенно на севере России, счетная гладь использовалась для заполнения отдельных мотивов в "росписи", а так же в сквозной вышивке, которая называется "тарлата".

Прежде чем приступить к выполнению практической работы вспомним правила ТБ

ПРАВИЛА ТБ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РУЧНЫХ РАБОТ

1.Опасности в работе: повреждение пальцев иглой или булавкой; травма руки ножницами; травма глаз.

2. До начала работы нужно: посчитать количество иголок в игольнице; положить инструменты в отведённое для них место.

3. Во время работы быть внимательным, вкалывать иглы и булавки только в игольницу.

4. Класть и передавать ножницы справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

  1. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении нарушается кровообращение.
  2. Корпус надо держать прямо или слегка наклонять вперёд.
  3. Голову слегка наклонить вперёд. Нельзя опираться грудью о стол.
  4. Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
  5. При работе не стоит ставить локти на стол.
  6. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
  7. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
  8. По окончании работы убрать рабочее место.

2. Практическая работа №1. Закрепление нити на ткани без узелка.

11Вспомним способ закрепления нити способом "Закрепление петелькой".

Таким способом можно закреплять нить, вышивая четным количеством нитей (двумя, четырьмя и т.д.) Для этого надо от пасмы отделить одну нить в два раза длиннее предполагаемой рабочей нити, сложить ее пополам и сразу двумя концами вставить в ушко иглы. Сгиб нити опустить ниже кончиков. В этом случае Ваша рабочая нить будет в два сложения (при желании можно вставить две нити пасмы и вышивать четырьмя и т.д.) В ткани сделать один маленький стежок, захватывая 2-3 нити ткани, но не продевать рабочую нитку до конца. На кончике образуется петелька, в которую и следует пропустить иглу. Так образовалась петля-узелок. Далее можно приступать к вышивке.

Рисунок 3

3. Практическая работа №2. Вышить фрагмент рисунка по предложенным образцам.

Рисунок 4

Вышивку выполнить на канве размером 6х12 см.

Выполненная вышивка будет использоваться нами при изготовлении народной куклы, а точнее - будет фартуком, который мы привяжем к вепсской кукле.

Для снятия, у учащихся утомления, провожу упражнения для профилактики нарушений осанки и укрепления вестибулярного аппарата. (1-3 мин)

Укрепление вестибулярного аппарата

Упражнение выполняется сидя.

1. Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.

2. Повороты головы вправо и влево до упора.

3. Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад.

Профилактика нарушений осанки

  • Исходное положение - стоя.
  • Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину.
  • Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину.
  • Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки.
  • Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед.
  • Повторить упражнение, начиная с левой руки.

4. Практическая работа №3. Изготовление вепсской куклы (используя схему)

Рисунок 5

В качестве фартука используется вышивка на канве.

Рисунок 6

5. Подвести итоги работы - сообщение о достижении целей урока.

Вопросы по изученному материалу:

  • оценить результаты труда учащихся на уроке;
  • сообщить оценку качества работы каждого учащегося;
  • выставить оценки в журнал и дневники учащихся.
  • отметить, у кого из учащихся работы лучшего качества.