Тема урока: "Земля пробуждается" (6-й класс)

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО

Класс: 6


Цель: показать пробуждение природы через музыку и изобразительное искусство.

Задачи:

  • дать представление об изображении пробуждения природы;
  • познакомить с новыми произведениями живописи и музыки.

Оборудование: мультимедийная установка, синтезатор, магнитофон, персональные компьютеры.

Структура урока.

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Вводная Rf – 2 мин.
  3. Введение в тему (беседа) – 4 мин.
  4. Распевание - 3 мин.
  5. Повторение пройденного материала – 7 мин.
  6. Практическая работа – 17 мин.
  7. Заключительная часть – 3 мин.
  8. Исходящая Rf – 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку П.И. Чайковского «Подснежник» и садятся на свои места.

2. Вводная Rf.

  • Какие ощущения ты сейчас испытываешь?
  • Что ждешь, от данного несколько необычного урока?
  • Что тебе хотелось бы делать сейчас?
  • Как твоё настроение?

3. Введение в тему (беседа).

Приложение 1, 1-8 слайд.

На фоне музыки М.П. Мусоргского.

«Рассвет на Москва-реке…» демонстрируются слайды с репродукциями картин художников Б. Щербакова, А. Саврасова, К. Юона и Л. Туржанского.

  • Как вы думаете, что объединяет все картины, предоставленные в данном видеоряде?
  • Что вы видели?
  • Как называется произведение, под которое осуществлялась демонстрация репродукций?
  • О каком времени года идет речь?
  • Что происходит с природой весной?

Приложение 1, 9 слайд.

Тема сегодняшнего урока: «Земля пробуждается».

  • Земля пробуждается, как вы это понимаете?
  • Какие картины вам рисует природа?

Приложение 1, 10 слайд.

На следующих картинах художник Б. Щербаков изобразил весну в разных ее проявлениях, обратите внимание на сочетания красок.

Приложение 1, 11 слайд.

4. Распевание.

Приложение 1, 12 слайд.

Пригревает солнце. Плачут сосульки. Течет с крыш.

На дворе капель.

(Упражнение на стаккато, поступенно вниз.)

Приложение 1, 13 слайд.

Тает снег, в проталинках появляются первоцветы: подснежники, ландыши. Легкий ветерок прикасается к их нежным головкам, и они начинают нежный перезвон.

(Упражнение на нон легато, нисходящая терция).

Приложение 1, 14 слайд.

Прилетают птицы, и вся округа наполняется их пением.

(Упражнение на легато, по мажорному и минорному трезвучиям попеременно.)

5. Повторение пройденного материала.

Приложение 1, 15 слайд.

Предлагается исполнить песню «Сочинение о весне».

  • Какие чувства, эмоции, настроение возникает при исполнении этой песни?
  • Вы уже знаете, что композиторы, художники выражают свои чувства при помощи звуков и красок.

Предлагаем вам увидеть весну в творчестве художника Б.Щербакова.

Приложение 1, 16-19 слайды.

Ранняя весна: «Разлив на озере Кучане», «Фея весны» С.Прокофьев.

Средняя весна: «Апрельское солнце», «Подснежник» П.Чайковский.

Поздняя весна: «Майская зелень», «Май, милый май» Ф. Шопен.

Вы говорили об образах, красках.

  • Какие звуки мы можем услышать ранней, поздней весной?
  • Какими выразительными средствами музыки они пользуются?

Приложение 1, 20 слайд.

Демонстрация таблицы «Выразительные средства музыки и живописи».

6. Практическая работа.

Приложение 1, 21, 22 слайды.

Сейчас мы с вами послушаем произведение известного итальянского композитора А. Вивальди, сочинившего цикл музыкальных картин «Времена года».

В них есть программа, то есть словесное описание того, что композитор хотел бы передать в звуках.

«Пришла весна, и веселые птички приветствуют ее своим пением, журча, бегут ручейки. Небо покрывается темными тучами. Молнии и гром тоже весну возвещают».

Послушайте 2 часть концерта «Весна».

Приложение 1, 23-26 слайды.

Анализ музыкального произведения.

  • Но что было бы, если бы Вивальди не написал программу к своему произведению?
  • Поняли бы мы, о чем рассказывает его музыка?

А вдруг мы бы ошиблись, и раскаты грома приняли за выстрелы и грохот орудий. И тогда милый весенний пейзаж превратился бы в грозную сцену сражения. Нет, едва ли ошибемся. Ведь кроме звукоподражания есть еще и общее настроение музыки, которое передает нам радостные чувства пробуждения природы. В этом сила музыки Антонио Вивальди.

Общее звучание оркестра легкое и светлое, а теперь используя таблицу, слушая музыку, попытайтесь создать картины пробуждения природы, только не при помощи кисти и бумаги, а за компьютером.

Работа по вариантам.

I вариант: учащиеся создают картину весны в программе Paint.

II вариант: изменить предложенную картину Б. Щербакова «Апрельское солнце» при помощи программы Paint.

III вариант: дополнить картину Б. Щербакова «Разлив на озере Кучане» предложенными элементами (приложение 2).

Действия детей:

  1. открыть программу Paint;
  2. для 1 варианта начать работу по созданию рисунка весенней природы;
  3. для 2 варианта открыть папку, скопировать предложенную картину и при помощи программы Paint преобразовать её;
  4. для 3 варианта открыть папку Приложение 1, скопировать предложенную картину и вставить в нее элементы весенней природы из той же папки, таким образом, изменив картину.

7. Заключительная часть.

  • Что нового узнали?
  • Какие выразительные средства использовали на уроке при выполнении практической работы?

Приложение 1, 27 слайд.

Оценивание работ учащихся друг другом («Картинная галерея»).

8. Исходящая Rf.

Приложение 1, 28 слайд.

  • Как настроение?
  • Что чувствуешь сейчас?
  • Получил ли положительные эмоции от происходящего?

Урок окончен.

Дети выходят из класса под музыку П. И. Чайковского «Подснежник».

Приложение 1, 29 слайд.