Имя прилагательное

Разделы: Русский язык


Повторение изученного в 5 классе. (2 часа)

Цели урока:

  • углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;
  • формирование умения использовать в речи имена прилагательные;
  • отработать навык нахождения прилагательного в тексте, т.е. уметь отличать его от других частей речи;
  • отрабатывать умение выполнять морфемный разбор слова;
  • коррекция орфографической зоркости и пунктуационной грамотности.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Работа с текстом.

Анализ текстов. Цель – выявить роль прилагательных в тексте.

Лучше, чтобы тексты воспринимались учащимися зрительно (для этого либо тексты распечатывают и кладут перед каждым учеником, либо они выводятся на экран)

Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. Трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют норы в обрывах. («Юный натуралист»).

Летний вечер. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в песчаных обрывах. («Юный натуралист»).

(После сравнения двух текстов (с прилагательными и без них) выясняется, какой из них понравился учащимся больше и почему)

- Ребята, какой вам текст понравился больше? Почему?

- За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко себе представить?

- Что обозначают прилагательные в этом тексте?

- Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе». (Запишите тему урока в тетради).

III. Блиц – опрос.

Цель: вспомнить грамматические признаки прилагательного.

(Тексты учащимися воспринимаются зрительно (для этого их либо распечатывают и кладут перед каждым учеником, либо они выводится на экран)

- А сейчас, ребята, внимание! Проведём блиц – опрос. Отмечайте, пожалуйста правильные ответы.

1) На какие вопросы отвечает прилагательное?

а) Что делать? Что сделать?
б) Какой? Чей?
в) Когда? Где?
г) Кто? Что? О ком? О чём?

2) Что обозначает имя прилагательное?

а) Предмет.
б) Признак предмета.
в) Действие предмета.
г) Признак предмета по действию.

3) Чем, как правило, является прилагательное в тексте?

а ) Подлежащим.
б) Определением
в) Сказуемым.
г) Дополнением.

- Давайте подытожим сказанное и на вопрос «Что такое имя прилагательное?» ответим языком науки.

(Учащиеся заполняют розданные листочки, вписывая в них правильные ответы)

Имя прилагательное – это____________________, которая обозначает _____________, отвечает на вопросы_________________, в предложении является_____________.

- Какова начальная форма имени прилагательного?

- Какие морфологические признаки прилагательного вам известны?

- Давайте всё сказанное запишем в тетради.

(Ребята записывают)

IV. Объяснение нового материала.

Цель: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи.

- Итак, с сегодняшнего урока мы переселяемся в город Имя Прилагательное и будем путешествовать по его улицам, переулкам и площадям. А гидами или проводниками в этом удивительном городе будут 2 умных сказочных героя – Кот и Пёс. Они, кстати, уже здесь, на уроке. И готовы участвовать в нашей учёной беседе.

(Роль сказочных героев могут выполнять как ученики (слова им раздаются заранее), так и реплики героев проецироваться на экране, а ученики, выбранные учителем, читать слова).

Кот - Разрешите представиться, меня зовут Кот Баюн, я учёный кот и много чего знаю. Ах! Да вы говорите об Имени Прилагательном! Вот я представляю его похожим на огромный гобелен, вышитый не только разноцветными нитками, но и наполненный и6нтересными качествами и свойствами. Ой! Да вы же не знаете, что обозначает слово гобелен! Я вам, конечно, подскажу, ведь я кот учёный и умный, но сначала ответьте мне нам вопрос: где можно узнать значение любого слова?

(Учащиеся отвечают, что это «Толковый словарь»).

(Значение слова может быть спроецировано на экране)

- Правильно! Вот что написано в «Толковом словаре» С.И. Ожегова.

Гобелен – это стенной ковёр с вытканными вручную изображениями, тканая картина.

Но вернёмся к Имени Прилагательному. Ребята, вы знаете, что Имя Прилагательное - это очень важный город в государстве Морфология. Достаточно сказать, что по количеству жителей, т.е. употребляемых слов он занимает 3 место.

- Ребята, а какие, на ваш взгляд, части речи занимают первые 2 места?

(Учащиеся отвечают: «После существительного и глагола»).

Пёс - Позвольте и мне поучаствовать в учёной беседе. Я Пёс, и как вы догадались, тоже учёный, зовут меня Аргос. Так что, если вам нужна будет помощь или моё компетентное мнение, то зовите меня – буду рад оказать помощь!

А я Имя Прилагательное представляю совсем иным. Это огромная поляна, на которой можно найти всё – от цвета, запаха, вкуса до разнообразных веществ: деревянных, каменных, серебряных. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, тёмной ночи, грозового ветра). И на этой поляне растёт то самое дерево познания с листочками – именами всех предметов (именно таким я представляю существительное), ведь прилагательное никак не может прожить без друга – Существительного, иначе кому оно будет служить? Кто поймёт его душу? Кому понадобятся его признаки? Его богатства?

Кот – Знаешь, Аргос, мне твоя поляна даже больше, чем мой ковёр нравится. Только нужно добавить, что живут они оба в государстве Морфология, а работают в соседнем Синтаксисе.

Пёс – Спорим, Баюн, что никто из ребят не знает о том, что профессор калининградского университета А.Шрамм составил целый «Словарь русских прилагательных».

Кот – Да, возможно, ребята об этом не знали. Но скоро этот словарь будет издан, а пока, ученикам придётся рассчитывать на собственные силы.

VI. Закрепление материала.

(Цель закрепить на практике полученные знания)

- Уважаемые гости, Баюн и Аргос, ваши знания безупречны, однако, позвольте ребятам показать, что они знают об имени прилагательном.

- Ребята, от какой части речи зависит прилагательное?

- Посмотрите внимательно на текст. Найдите в нёмсловосочетания соответствующих схеме «прил.+ сущ.», запишите в тетрадь. Вставьте, если необходимо, пропущенные буквы. Помним, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием!

(Текст либо лежат перед учащимися на партах, либо спроецирован на экране, либо записан на доске).

В песчаных ст…пях аравийской з…мли
Три гордые пальмы высоко р…сли,
Р…дник между ними из почвы бе…плодной,
Журча, пр…бивался в…дою х…лодной,
Хранимый, под сенью з…л…ных листов,
От знойных лучей и л…тучих песков.
(М. Ю. Лермонтов)

Дифференцированное задание

  • для «сильных» учащихся 4 – 5 словосочетаний,
  • для «слабых» – 2 – 3 словосочетания.
    (Проверка задания)

Морфемный разбор

- Ребята, произведите морфемный разбор указанных прилагательных.

(2 ученика могут за закрытой доской выполнять разборы или 3 ученика – по 1 на слово)

В песчаных, аравийской, зелёных.

(Проверка разборов, исправление ошибок)

- Какие суффиксы имеют прилагательные? А какие суффиксы вы знаете ещё? Давайте запишем их в тетради. (К суффиксам записываются и примеры слов)

Продолжи ряд

- Следующее задание: вам надо продолжить ряды прилагательных, кто сколько сможет за 3 – 4 минуты (время учитель выбирает, исходя из подготовленности класса).

(Ряды прилагательных могут быть либо записаны на доске, либо спроецированы на экране)

Цвет: белый,______________ Температура: холодный,______________

Вкус: сладкий,_____________ Размер: большой,___________________

Качество характера: добрый,___________.

(Проверка задания)

- Ребята, знаете ли вы, что прилагательные часто встречаются в загадках? Ведь они не называют предмет, а только упоминают о его признаках, свойствах. Поэтому сейчас я объявляю загадочную паузу. Отгадайте предмет по его признакам, ответы запишите в тетради. 

Загадочная пауза

Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик.
(Иголка)

Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведёт,
Там заметку кладёт.
(Карандаш)

Сам алый
Сахарный.
Кафтан зелёный
Бархатный.
(Арбуз)

Земля беленькая,
А птички на ней
Чёрненькие.
(Книга)

(Проверка ответов)

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

  • Подобрать 2 – 3 примера загадок с использованием имени прилагательного или
  • Придумать 2 – 3 примера подобных загадок.