Информационные технологии на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Информатика


Повсеместное внедрение компьютерной техники позволяет превратить уроки или элементы уроков в интересную, привлекательную, развивающую игру. Это особенно важно на уроках в начальной школе и в среднем звене. Имеющиеся обучающие программы бывают сложны при использовании на уроке или их трудно использовать частями. Поэтому учителем английского языка было предложено создать обучающую программу для конкретного учебника и по конкретной теме, материал для которой был ею любезно представлен для разработки.

Тема «Have a nice journey» учебника по английскому языку «New millennium English» за 6 класс состоит из 8 уроков. В процессе изучения этой темы ученики должны повторить времена Present perfect и Past simple, научиться использовать Present сontinuous как форму будущего времени, структуру «be going to», развить свои коммуникативные способности, изучить новые слова, отработать их произношение. Также в этой теме присутствуют задания на аудирование и письменную работу. Электронная версия данной темы в основном рассчитана на пополнение активного словарного запаса учащихся, но в то же время в ней присутствуют упражнения, сочетающие как на закрепление и проверку изученной лексики, так и на повторение пройденной ранее грамматики (past simple, present perfect).

Презентация темы «Have a nice journey» («Счастливого пути») начинается с представления новых слов, которые представлены изображением данного вида транспорта, написанием слова и сопровождаются произношением. Таким образом, уже на этом этапе изучения темы некоторые лексические единицы из пассивного словарного запаса учащихся перейдут в активный. Далее вводятся незнакомые слова, и отрабатывается их произношение:

  • Car
  • Ship
  • Plane
  • Helicopter
  • Horse
  • Train
  • Camel
  • Bicycle
  • Bus
  • Motorbike
  • Taxi
  • Submarine

Дальнейшая отработка лексики производится в структурах «The… is the slowest/ the cheapest/ the most dangerous/ comfortable». В программе данное упражнение представлено в Задании 1 (Task 1).

В электронной версии Темы 10 некоторые задания упущены или заменены, поэтому Задание 2 заменяет задание по построению учащимися диалога. После него следует упражнение, аналогичное заданию в учебнике (Задание 3 – Task 3). На обычном уроке для этого задания на доске имеется таблица, помогающая ученикам сказать, как часто они пользуются определенным видом транспорта. В электронной версии таблицу заменяют примеры, записанные на слайде. Ученикам предлагается построить с помощью этих примеров свои предложения. Следует отметить, что данное упражнение в учебнике рассчитано на коллективную работу, в то время как Задание 3 в электронной версии более подходит для индивидуального выполнения (тем не менее, возможность коллективного выполнения не исключается: в этом случае информация обобщается – 2/4/10 pupils have traveled by car/bus/plane once/twice/five times). В этом же задании происходит повторение времени Present perfect и трех форм неправильных глаголов.

На следующем уроке (Lesson 2) основная работа учащихся направлена на работу с текстом. Так как в тексте встречается несколько новых слов, то перед самим заданием, в котором нужно ответить на вопросы по тексту, осуществляется ввод новых слов и их переводы. После прочтения текста, ученикам предлагается 4 вопроса и несколько вариантов ответа к каждому из них. Набор вопросов аналогичен вопросам в учебнике. Также на этом уроке ученикам предлагается выполнить небольшую письменную работу, которая заменяет собой устный вопрос 9 упражнения 3b в учебнике. Суть работы сводится к набору в текстовом поле 3-6 предложений, которые автоматически сохраняются в этом поле и в дальнейшем могут быть проверены учителем. После выполнения этого задания, происходит переход к следующему уроку (Lesson 3).

Цель работы учеников на уроке «Plans for the weekend» (Lesson 3) состоит в выполнении тестовых заданий на использование предлогов by и on.Здесь же содержатся некоторые полезные для этой темы фразы, которые могут быть использованы в небольшой письменной работе.

Урок 4 (Lesson 4) направлен на ознакомление учеников с мировыми достопримечательностями. Здесь основной упор делается на лексический материал, связанный с данным уроком. Для наглядности на страницах данного урока имеются фотографии с изображением известных мировых достопримечательностей, что позволяет ученикам расширить свой кругозор. Фотографии сопровождаются текстом на английском и русском языках. Текст появляется при нажатии левой кнопкой мыши на фотографию. Возврат к фотографиям происходит при нажатии кнопки BACK. После просмотра и изучения текстов и сопровождающих их фотографий учащимся предлагается выполнить два задания. Первое задание предусматривает использование новой лексики в устной форме. Второе задание – письменное. Оно включает в себя закрепление новой лексики и повторение ранее изученных слов.

Урок 5 (Lesson 5) направлен на контроль знаний, приобретенных в процессе изучения Темы 10. Важным отличием этого урока является то, что ученики не могут переходить назад к ранее изученным словам, грамматическим правилам и устойчивым фразам, как это они могли сделать в предыдущих уроках. Это позволяет объективно проверить уровень усвоения изученной темы. На страницах этого урока имеются предложения с одним пропущенным словом, которое учащиеся должны напечатать при помощи клавиатуры. На двух последних слайдах этого урока размещены фотографии с изображением уже знакомых ученикам достопримечательностей. Задача учеников – вписать в текстовые поля под фотографиями названия этих достопримечательностей.

Вся работа реализовывалась в программном продукте Power Point, предназначенном для использования при создании деловых докладов, мультимедийных обучающих презентаций, требующих большого количества наглядного материала и использование мультипликации, интерактивных каталогов, тематических презентаций и многого другого. Поскольку данным продуктом пользуются практически все, нет смысла подробно останавливаться на его структуре и приводить примеры использования возможностей данного продукта.

Мной создана обучающая программа преподавания темы «Путешествия» для 6 класса. На каждом уроке используется интерактивный метод обучения, что позволяет сделать урок английского языка более наглядным и привлекательным для учащихся. Использование компьютерной программы на другом уроке, помимо урока информатики развивает интерес к обеим школьным дисциплинам.

Созданная программа позволяет учителю использовать интерактивный метод работы, а учащимся – закреплять полученные на уроках информатики знания (овладение клавиатурой), в игровой форме овладевать новой лексикой, овладевать большим объемом информации (визуальной и аудильной) и совершенствовать навыки составления связанного текста. Данная программа используется на уроках английского языка уже два года и, как отмечают сами шестиклассники, «стало интересно учить английский». В планах школы создать еще несколько программ по английскому языку для 6 класса, но уже учащимися, под руководством учителей информатики и английского языка.

Приложение 1