Физика в задачах - выпускнику

Разделы: Физика


Пояснительная записка

Курсы по выбору:

  • № 1 - «Решение задач повышенной сложности» (16ч),
  • № 2 – «Физические явления в задачах» (12ч),
  • № 3 – « Нетрадиционные задания по физике» (6ч),

представляют собой практикумы по решению физических задач.

Документы, определяющие нормативно-правовую базу содержания заданий курсов по выбору:

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования по физике (приложение к Приказу Минобразования России от 19.05.1998 №1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»).
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Основные цели курсов по физике в рамках предпрофильной подготовки:

  • выявление и формирование средствами физики направленности личности, её профессиональных интересов;
  • развитие личности учащегося с учётом его интересов и способностей;
  • формирование деятельностных способностей учащихся: способности к самоопределению, самореализации, рефлексии собственной деятельности;
  • овладение комплексом физических знаний, умений и навыков.

Основные задачи:

  • поддержка базового курса физики: организация более глубокого и осознанного изучения курса физики, в частности разделов: «Механические явления», «Тепловые явления», «Электромагнитные явления», «Квантовые явления»;
  • раскрытие «профильных» способностей учащихся через формирование умения решать физические задачи;
  • оказание консультативной помощи учащимся при подготовке к экзамену по физике за курс основной школы;
  • уточнение готовности к освоению выбранного профиля обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших программы курсов по выбору № 1, № 2, № 3.

По окончании изучения курсов по выбору проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения следующих разделов курса физики основной школы:

  1. Механические явления.
  2. Тепловые явления.
  3. Электромагнитные явления.
  4. Квантовые явления.

Учащийся должен:

1. Владеть основным понятийным аппаратом школьного курса физики:

  • понимать смысл понятий;
  • понимать смысл физических явлений;
  • понимать смысл физических величин;
  • понимать смысл физических законов.

2. Владеть основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями:

  • формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы) описанного опыта или наблюдения;
  • конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой;
  • проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика.

3. Уметь проводить косвенные измерения физических величин: плотности вещества, силы Архимеда, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока.

4. Уметь представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления; зависимость угла преломления от угла падения на границе стекло-воздух.

5. Уметь решать задачи различного типа и уровня сложности (базового, повышенного и высокого):

  • усвоить наиболее важные физические понятия, явления и законы,
  • уметь работать с информацией физического содержания;
  • уметь использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений;
  • уметь решать качественные и расчётные задачи по какой-либо из тем школьного курса физики;
  • уметь использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач,
  • уметь проводить экспериментальные исследования.

6. Понимать тексты физического содержания. Уметь

  • понимать смысл использованных в тексте физических терминов;
  • отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;
  • отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;
  • использовать информацию из текста в измененной ситуации;
  • переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Основные виды проверки знаний:

  1. по объёму проверяемого учебного материала – текущая и итоговая.
  2. по количеству охваченных учащихся – индивидуальная и групповая.

Формы проверки:

  1. по виду заданий – тест
  2. по виду деятельности – решение задач, ответы учащихся в процессе беседы при разборе заданий, при анализе решения задачи.

Курс № 1 «Решение задач повышенной сложности» (16ч)
Тематическое планирование 

№ п/п Тема Кол-во часов
  Тематические блоки 13
1 Цели и задачи курса. Структура и содержание экзаменационной работы для итоговой аттестации по физике в 9 классе 1
2 Решение задач по темам «Равноускоренное движение», «Свободное падение» 1
3 Решение задач по темам «Движение по окружности», «Силы в природе» 1
4 Решение комбинированных задач по теме «Механика» 1
5 Решение комбинированных задач по теме«Электрические и тепловые явления» 1
6 Анализ качественных задач по теме «Тепловые явления» 1
7 Экспериментальное задание «Измерение выталкивающей силы» 1
8 Экспериментальное задание «Измерение коэффициента трения скольжения» 1
9 Экспериментальное задание «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления» 1
10 Экспериментальное задание «Измерение плотности вещества» 1
11-13 Решение олимпиадных заданий районного тура 3
  Контроль знаний 3
14 Решение задач повышенной сложности: ГИА – 2010; № 21, № 22 1
15 Решение задач повышенной сложности: ГИА – 2010; № 24 1
16 Решение задач повышенной сложности: ГИА – 2010; № 25 1
  Итого: 16

Курс № 2 «Физические явления в задачах» (12ч)
Тематическое планирование 

№ п/п Тема Кол-во часов
  Тематические блоки 9
1-3 Решение задач по теме «Механические явления» 3
4-5 Решение задач по теме «Тепловые явления» 2
6-8 Решение задач по теме «Электромагнитные явления» 3
9 Решение задач по теме «Квантовые явления» 1
10-12 Контроль знаний (по материалам ГИА) 3
  Итого: 12

Курс № 3 «Нетрадиционные задания по физике» (6 ч)
Тематическое планирование 

№ п/п Тема Кол-во часов
  Тематические блоки 4
1 Методологические задания 1
2 Текстовые задания 1
3 Задания на установление соответствия 1
4 Задания с кратким ответом 1
5-6 Контроль знаний (по материалам ГИА) 2
  Итого: 6

Список литературы

  1. ГИА – 2009: экзамен в новой форме: физика: 9-й кл.: тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова. – М.: Астрель, 2009. 116,(8)с. - (Федеральный институт педагогических измерений).
  2. ГИА – 2010: экзамен в новой форме: физика: 9-й кл.: тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Е.Е. Камзеева, М. Ю. Демидова. – М.: Астрель, 2010 116, (12)с. - (Федеральный институт педагогических измерений).\
  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Физика. 2009 / ФИПИ. (Авторы-составители: Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская, Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова) – М.: «Интеллект – Центр», 2009. – 128 с.
  4. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Физика. 2010 / ФИПИ. (Авторы-составители: Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская, Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова) – М.: «Интеллект – Центр», 2010. – 192 с.
  5. Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по ФИЗИКЕ. Демонстрационный вариант 2009 года.
  6. Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2010 года (по новой форме) по ФИЗИКЕ. Демонстрационный вариант 2010 года.
  7. Всероссийская олимпиада школьников. Олимпиадные задания II(районного) тура.
  8. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Решение ключевых задач по физике для основной школы. 7-9 классы. – М.: Илекса, 2008. – 2008 с.