Урок литературного чтения Л.Муур "Крошка Енот"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ УРОКА: Помочь учащимся различать добро и зло; понимать особенность понятий Доброта, Сострадание. Воспитывать культуру читателя, чуткого слушателя. Развивать речь школьников.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник литературного чтения 2 кл. Свиридова. Видеозапись мультфильма “Крошка Енот”. Грамзапись текста “Крошка Енот”. Грамзапись музыки физминутки.

НА СТОЛАХ УЧАЩИХСЯ: Зеркальца; лепестки цветка; слова песни “Дорогою добра”; слова для составления предложений-ответов.

НА ДОСКЕ: Вопросы-карточки. Варианты домашнего задания. Круг со словом “Доброта” для составления цветка. Слова для словарной работы. Фото енота; осоки.

ХОД УРОКА

– Здравствуйте, ребята!

– Я очень рада нашей встрече.

– Я улыбнусь Вам.

Вы улыбнитесь друг другу.

И подумайте: как хорошо,

Что мы сегодня здесь все вместе.

Мы спокойны и добры,

Приветливы и ласковы,

Мы все здоровы.

– Что вы сегодня хотели бы пожелать друг другу?

– А чтобы вы пожелали мне?

Глубоко вздохните и выдохните.

Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения.

Вдохните в себя красоту дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей.

– Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

С добрым утром (А.Костецкий)

Встань,
Как только солнце встанет
И тихонечко к окошку
Руку луч тебе протянет -
Ты подставь скорей ладошку.
Пусть тебя увидит мама
И умытым и обутым.

Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: “С добрым утром!”
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к людям, к травам, к птицам!
И веселым, интересным
День твой должен получиться!

Звучит песня “Улыбка” (В. Шаинского)

– Давайте подпоем.

– Сейчас мы слушали песню, подпевали и улыбались.

– А может ли человек жить без улыбки?

– У каких людей чаще улыбка на лице?

– Когда человек улыбается? (Когда ему хорошо, когда он видит прекрасное, когда он делает хорошее, доброе, когда получает пятерки).

– Что, значит, поделиться улыбкой своей?

– Скажите ребята, всегда ли вы себе нравитесь?

– Перед вами на столах лежат зеркала.

– Я предлагаю посмотреть на свое отражение в зеркале. Сделайте серьезное выражение лица, покажите грусть, удивление, радость, а теперь улыбнитесь.

– Когда вы улыбаетесь – все такие милые, симпатичные, красивые.

– А если бы зеркало отражало наш внутренний мир, чтобы тогда было. Ведь иногда мы неоправданно сердимся, капризничаем, жадничаем, обижаем других, а иногда, напротив, бываем внимательными и ласковыми, нежными и заботливыми. И все эти разные люди, живущие у каждого из нас в душе, – это один человек, один и тот же человек – я сам. Нужно всегда помнить, о том, каков ТОТ, КТО сидит у каждого из нас внутри.

– Пусть эти зеркала останутся вам на память. Пусть они вам напоминают, о том, что улыбка – это добро и радость.

– Почаще смотрите в зеркало с доброй улыбкой, ведь вы убедились, что без улыбок на свете не прожить.

– Будем же чаще улыбаться, делиться добротой и заботой, вниманием к окружающим.

– Кто из вас узнал, из какого мультфильма эта песня?

– Молодцы, правильно.

– Американская писательница Лилиан Муур написала произведение об одном дне из жизни забавного зверька, с которым мы сегодня будем работать.

– Откройте ваши учебники на стр. 74

– Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение?

– Сейчас мы прочитаем текст и докажем вашу версию.

– Вы будете слушать это произведение, и следить глазками по тексту (чтение за звуковым ориентиром).

– Словарная работа:

– Какие непонятные слова встретились в тексте?

– Кто из вас знает, что такое осока?

– В энциклопедии “Я познаю мир” дается такое определение этого слова:

ОСОКА – это трава, которая растет по берегам пресных водоемов, болот. У нее гладкий стебель; листья длинные, узкие. Цветки мелкие и невзрачные. Цветет весной и летом.

– Кто такой Енот?

– Вы назвали правильное описание этого зверька.

– Еноты – очень смешные и легко приспосабливающиеся животные. Они предпочитают селиться в дуплистых деревьях поблизости от пресных водоемов. Едят они практически все и прекрасно знают, что возле человека всегда найдется какая-нибудь пища. Но особое лакомство для енотов – осока.

(Сообщения о енотах)

– Так что же это: сказка или рассказ? Докажите.

– О чем эта сказка?

– Почему она называется “Крошка Енот”?

– Кого еще автор называет ласково?

– Каким добрым ласковым словом автор называет Крошку Енота и Обезьянку?

– Молодцы, ребята, вы очень внимательны.

– А теперь крепко потрите свои ладошки так, чтобы жарко стало. Быстро передайте свое тепло своим соседям, соединив свои ладошки с ладошками соседа. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

– Сейчас поработаем исследователями.

– Как вы думаете, на сколько частей можно разделить текст сказки?

– Давайте докажем ваши предположения и обоснуем все предложенные вами версии.

– Давайте согласимся с...

– О чем говорится в I – ой части?

– Как вы думаете, какими словами заканчивается I часть?

– Как бы вы ее озаглавили?

– Давайте согласимся с... (на доске появляется план).

1. День рождение Енота.

– Что происходит во II – ой части?

– Чем заканчивается II часть?

– Предложите ваши варианты заглавия этой части.

2. Страшный зверь в пруду.

– О чем говорится в III части?

– Что же понял Крошка Енот?

– III часть озаглавим словами из текста.

3. Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой. Вывод о работе учащихся:

– Молодцы, ребята, вы действительно хорошие исследователи.

– Давайте поиграем: (работа в парах, кто больше составит словосочетаний с данными словами).

(Под музыку)

– Давайте посмотрим на вопросительные слова и попробуем составить вопросы к тексту с этими словами.

– Кто-нибудь хочет ответить на вопросы ребят? По вариантам:

– Составьте (I вариант) вопросы к тексту: КТО? ЧТО? КУДА? КАКОЙ? ПОЧЕМУ? ГДЕ? КОГО? (вопросы записаны на доске)

– II вариант отвечает на эти вопросы.

Чтение по ролям.

– А сейчас мы выступим в роли актеров.

– У нас будет возможность поработать творчески и проверить ваши артистические способности.

– Какая из частей больше подходит для чтения по ролям?

– Но мы прочитаем разговор Енота и Обезьянки.

– Отметьте слова действующих лиц.

– Кто из героев будет участвовать в разговоре?

– Кто будет читать за ...

– Давайте будем стараться быть похожими на Обезьянку и Крошку Енота.

– Обезьянка, какая?

Физминутка (под музыку).

Вывод:

– Вы хорошо прочитали, может быть, кто-то из вас станет актером нашего драматического театра.

Выборочное чтение.

– Предлагаю вам внимательно посмотреть фрагмент из мультфильма “Крошка Енот” без звука.

– А вы попробуйте найти в сказке слова, которые относятся к этому отрывку (просмотр отрывка).

– Прочитайте найденный отрывок с такой интонацией, что бы было понятно, что говорили и что чувствовали герои сказки?

(Чтение учащихся)

– В каких словах заключена главная мысль сказки?

– А вот какой вывод дают нам доктор Ватсон и Шерлок Холмс на стр. 76.

Домашнее задание.

– А домашнее задание у вас будет по выбору.

– Кто хочет, может написать сочинение о доброте.

– Кто-то подберет пословицы и поговорки.

– Кто-то, может быть, захочет продолжить сказку.

– Домашнее задание у вас о доброте.

– А теперь я предлагаю вам исполнить песню “Дорогою добра”. (Слова песни на партах учеников)

– А сейчас я предлагаю составить цветок наших добрых дел (серединка “цветка” со словом “доброта” на доске).

– Перед каждым из вас волшебный лепесток. Напишите на нем, какое доброе дело вы совершили, от которого вам и окружающим людям стало радостно.

– Зачитывать мы не будем, кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как гласит английская пословица: “Кто добр поистине, добро творит в молчании”.

– Составлять цветок будете сами, записывайте и подходите, прикрепляйте (звучит мелодия “Улыбка”).

– Посмотрите, доброта – это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.

Итог урока:

– В заключение нашей встречи я хочу поблагодарить Вас за ваши улыбки, за активное участие в нашем уроке, за творчество. А пожелать я вам хочу, чтобы вы выросли добрыми и надежными людьми.