Масштаб. Математика, 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • Продолжить формировать умения решать задачи по теме;
  • Показать практическую значимость решения задач;
  • Продолжить формирование эстетических навыков при оформлении записей решения;
  • Продолжить развитие умения анализировать, классифицировать, обобщать;
  • Совершенствование умения воспроизводить ранее полученных знаний и способов деятельности с переносом их в незнакомые ситуации.

Оборудование:

  • Маркеры для доски
  • Линейка
  • Компьютер
  • Мультипроектор

Ход урока

I. Организационно-психологический этап.

Определение и разъяснение домашнего задания.

Задача 1.

На рисунке изображен план двухкомнатной квартиры.

Найдите:

  • масштаб плана;
  • общую площадь квартиры;
  • жилую площадь квартиры (площадь двух комнат);
  • оплату за отопление данной квартиры за месяц (ставку оплаты за отопление 1 м2 площади узнайте у родителей).

Задача 2.

Размеры садового участка прямоугольной формы равны 20 х 30 (м). Начертите план этого участка в масштабе 1 : 500. Изобразите на этом плане в центре участка садовый домик, размеры которого 5x5 (м).

II. Этап постановки цели и задач урока.

III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

  1. Определите понятие “масштаб”.
  2. Что значит информация о том, что масштаб карты равен 1:100 000?
  3. Если расстояние между населенными пунктами на этой карте равно 5 см, то чему равно расстояние на местности?
  4. Каким будет расстояние на этой карте, если на местности оно равно 35 км?
  5. Что показывает масштаб изображения:

1) 1:1000;
2) 15:1;
3) 3:50 000?

IV. Оперирование знаниями, овладение способами деятельности в новых ситуациях.

(Слайд 1)

Задача 1.

На слайде вид на Московский Кремль.

(Слайд 2)

На следующем слайде представлена карта, масштаб которой 1:10 000. Проверьте, верны ли утверждения:

  1. 1 см расстояния на карте равен 100 м на местности;
  2. 500 м на местности равны 2 см на карте;
  3. Расстояние на карте между ближними к Москве-реке угловыми башнями Кремля равно 6,3 см, значит, расстояние на местности равно 630м.

(Слайд 3)

Задача 2.

Масштаб карты 1:100 000. Длина отрезка между Борисовкой и Васильевкой на карте равна 3 см. Чему равно расстояние между Борисовкой и Васильевкой на местности?

(Слайд 4)

Задача 3.

Масштаб карты 1:100 000. Расстояние между населёнными пунктами на местности равно 4 км. Чему равна длина соответствующего отрезка на карте? Расстояние между какими населёнными пунктами равно 4 км?

(Слайд 5)

Задача 4.

Масштаб карты 1:100 000. Найдите расстояние между Григорьевкой и Борисовкой на местности.

(Слайд 6)

Задача 5.

Расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода 440 км.

  1. Каким должен быть масштаб карты, чтобы на ней от Москвы до Нижнего Новгорода было:

а)22 см; б) 44 см?

  1. Каков масштаб карты на рисунке?
  2. Найдите расстояние:

а) от Москвы до Смоленска; б) От Москвы до Казани

(Слайд 7)

Задача 6.

Расстояние от Бреста до Владивостока более

10 000 км.

Уместится ли на одной странице тетради это расстояние в масштабе 1 : 10 000 000?

(Слайд 8)

Задача 7.

Отрезку на карте длиной 4,5 см соответствует расстояние на местности 18 км.

1) Каков масштаб карты?

2) Каково расстояние между городами на местности, если на этой карте расстояние между ними 14 см?

(Слайд 9)

Задача 8.

На карте, масштаб которой

1 : 10 000 000, расстояние от Воронежа до Саратова равно 4,7 см. Сколько километров от Воронежа до Саратова?

(Слайд 10)

Задача 9.

На рисунке слева в масштабе 1 : 100 изображен жираф — самое высокое из ныне живущих млекопитающих. На рисунке справа вы видите в масштабе 200 : 1 простейшее одноклеточное — инфузорию-туфельку.
Какова высота жирафа?
Какова длина инфузории-туфельки?
Во сколько раз жираф больше инфузории?

(Слайд 11)

Задача 10.

Как вы думаете, увеличен или уменьшен предмет и во сколько раз, если он изображен в масштабе: 1)1:10; 2)10:1; 3)1:100; 4)1:2; 5)2:1?

(Слайд 12)

Задача 11.

Масштаб используется и при изготовлении чертежей. Обычно на чертежах указываются и реальные размеры в миллиметрах, и масштаб. На планах указываются реальные размеры, а масштаб его легко найти. Для этого можно измерить длину любого элемента плана и разделить ее на указанную на плане длину этого элемента.

(Слайд 13)

В каком масштабе изготовлен чертеж автомобиля, на котором все размеры указаны в миллиметрах?

V. Подведение итогов урока.

Презентация