Урок музыки "Музыка – главный герой сказки"

Разделы: Музыка


Цели:

  • продолжить изучение темы “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки”;
  • через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  • направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;
  • развивать образное восприятие, самостоятельность мышления, умение слышать и выделять главное;
  • через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
  • воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

Тип урока: урок углубления и расширения темы.

Методы:

организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • репродуктивный;

по источнику информации и характеру деятельности:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;

по назначению и дидактическим задачам

  • приобретение знаний;
  • формирование умений и навыков;
  • применение знаний;
  • повторение.

Структура урока:

  • организационный момент;
  • подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;
  • сообщение темы и цели урока;
  • ознакомление с новым материалом;
  • осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
  • подведение итогов урока;
  • постановка задания на дом.

Музыкальный материал:

  • Белорусская народная сказка “Музыкант-чародей” – слушание;
  • Г. Гладков “Песенка бременских музыкантов” – исполнение;
  • Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» – слушание;
  • А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» (отрывок из сказки) – просмотр.

Оборудование: мультимедиапроектор, слайд-фильм, проигрыватель, грамзаписи, CD-записи. 

Ход урока

I. Оргмомент.

(Со звонком дети входят в класс.)

Учитель:

Как щедро льются эти звуки
Из-под небесной высоты,
Я к ним протягиваю руки –
Ладони музыкой полны.

(На экране компьютера приветствие (слайд 1) “Здравствуйте, юные любители музыки!”)

На предыдущих уроках мы увидели, как много бы потеряла музыка, если бы не было литературы, и начали разговор о том, что стало бы с литературой, если бы не было музыки. (слайд 2)

Учитель: Как вы считаете, какой из литературных жанров самый музыкальный?

Что было бы со стихами, если бы не было музыки?

Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, т.к. могут существовать только вместе с музыкой.

Учитель: (слайд 3) Обратите внимание на слова неизвестного автора. Давайте подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе, и что роднит её с музыкой?

Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое: наблюдаются черты сходства - интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.

Учитель: У кого из русских поэтов много сказок?

Дети: У Александра Сергеевича Пушкина.

Учитель: Давайте вспомним, как начинается одна из сказок.

(Отрывок из сказки «Руслан и Людмила»)

Учитель: Обратите внимание, как Пушкин в первых строках поэмы подчеркивает неразрывную связь песни и сказки, музыки и литературы.

II. Изучение нового материала.

Учитель: Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой, но и находится среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становиться главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту. Пробуждает чувства, останавливает зло. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.

(Появляется (слайд 4 ), на котором содержится тема урока и припев песни, где говорится о значимости сказок.)

Учитель: Почему нельзя прожить на свете без сказок? Чему учат сказки?

Учитель: Отправимся на выставку в картинную галерею (слайды 5-6). Сегодня там представлены живописные произведения из различных сказок

Назовите, из каких они сказок, и какую роль в них играет музыка?

Учитель: К 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина композитор Н.А. Римский-Корсаков написал оперу “Сказка о царе Салтане”. (слайд 7) и сейчас вам предлагается послушать маленький отрывок из этой оперы и ответить на вопрос: кто изображен в этом фрагменте? (Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»)

Учитель: Из какой сказки эти герои, кто является её автором? (слайд 8)

("Бременские музыканты" Братья Гримм)

– Какое место в ней занимает музыка и почему?

– Какие герои появились после создания мультфильма? (Трубадур, Принцесса, Король)

– Какие песни звучат в мультфильме (исполнение «Песни друзей» с инсценировкой)

Учитель: Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив,
Его выводит … (СКРИПКА)

Учитель: Музыка "звучит" во многих сказках народов мира. Одна из лучших сказок белорусского народа – "Музыкант-чародей".(слайд 9)

(во время слушания сказки, на рабочем слайде , появляется название сказки. В определённом месте в сказке включается музыка (Н. Паганини «Каприччио»)

Сказка «Музыкант-чародей».
Жил-был на свете музыкант. Начал он играть ещё с малых лет. Пасёт, бывало коров, срежет лозу, сделает себе дудочку и как заиграет, так коровы и перестанут щипать траву – насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше – в чистое синее небо к ясным звездам. Играл он весело – все веселились, играл печально – на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант-чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошёл ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта-чародея, перестали люди служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями. И черти наслали на него, когда он по лесу шёл, 20 голодных волков.
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щёлкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы ещё раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провёл смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка. Замерли кусты и деревья. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли.
(Сразу начинает звучать музыка в исполнении скрипки)
Перестал музыкант играть, а волки как сонные, в лес потянулись. Вот какой был музыкант чародей!

Учитель: Почему сказка названа "Музыкант-чародей"?

– Какое место занимает музыка в сказке, и какую роль играет?

– Почему музыка в сказке сделала чудо?

– Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний раз?

– Что было бы, если бы музыкант играл на другом инструменте?

Учитель: Что произошло бы со сказкой, если из неё исключить музыку?

III. Итог урока.

Вывод: Сказка, и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.

IV. Домашнее задание.

сочинить сказку, в которой музыка играла бы главную роль.

Учитель: Закончить сегодняшний урок помогут мне ребята, которые прочитают стихотворение Б. Окуджавы "Музыкант", рассказывающее о волшебной силе музыке и чарующих звуках скрипки, способной творить с душой человека невозможное.

(читают стихотворение на фоне музыки А. Вивальди «Времена года. Зима»)

1 ученик:

Музыкант играл на скрипке.
Я в глаза его глядел.
Я не то, чтоб любопытствовал –
Я по небу летел.
Я не, чтобы от скуки,
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать.

2 ученик:

Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
Да еще ведь надо в душу
К нам проникнуть и поджечь…
А чего с ней церемониться,
Чего её беречь?

3 ученик:

Счастлив дом, где пенье скрипки
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду.
Остальное – как-нибудь.
Счастлив инструмент,
Прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословенью
Я по небу лечу.

4 ученик:

Счастлив тот, чей путь не долог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер!
А душа (уж это точно),
Ежели обожжена…
Справедливей, милосердней
И праведней она!

Учитель: (рефлексия) Перед вами плакат с изображением дуба и кота на нем, а чего не хватает?

Дети: цепи.

Учитель: на столе перед вами кольца для цепи разного цвета: красные – очень понравился урок; желтые – понравился, но не очень; синие – не понравился. Выберите одно кольцо и приклейте на дуб так, чтобы получилась цепь.

Слайд 10 – “Спасибо за урок и до новых встреч, юные любители музыки!”

(Учащиеся выходят из класса под музыку.)