"Взаимопревращение неорганических соединений" – урок обобщение в 11-м классе

Разделы: Химия


Цели:

  • Учебная: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся 11 класса, проверив сформированность у них практических, предметно-организационных, содержательно-интеллектуальных умений; чувств коллективизма и индивидуализма как свойств личности, умений из всей широты накопленных знаний выделять главное, делая правильные выводы.
  • Игровая: определить самую дружную, сообразительную группу путешественников, которые смогут первыми завершить переход через страну “Неорганических соединений”, собрав быстрее автомашину, являющуюся одновременно призом.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, держатель для пробирок, ложечка, спиртовка, спички, Mg, Fe, CuO, растворы HCl, H2SO4, HNO3, AgNO3, NaCl, NaOH, KOH.

Видеоматериал:

  • таблички групп с составом участников;
  • инструкции по технике безопасности при выполнении практических и лабораторных работ на уроках химии;
  • таблица периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
  • таблица растворимости;
  • схема маршрута путешествия по стране Неорганическая химия;
  • схемы генетических рядов;
  • видеокассета с записью нарушений правил техники безопасности при выполнении практических и лабораторных работ на уроках химии;
  • диск с записью музыки для релаксации;

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, на свои места, и мы начнём наш урок.

II. Сообщение темы, цели урока (1 мин.).

Учитель: Сегодня вам предстоит обобщить все полученные знания по неорганическим соединениям, эти знания, умения и навыки вам будут необходимы (или вам понадобятся) при выполнении теоретических и практических заданий не только индивидуально, но и в коллективной работе.

III. Объяснение хода урока-игры (2 мин.).

Учитель: Лично мне хочется, чтобы изучение такого трудного, но в то же время такого интересного предмета как химия, оставило в вашей памяти не только формулы веществ, законы, химические уравнения реакций, но и яркие воспоминания о проведённых уроках. Поэтому сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в страну неорганических соединений.

Для путешествия по стране Неорганических соединений я предлагаю вам необычный маршрут, который вы видите перед собой (Приложение 1). В нём указаны необходимые остановки, на которых вы должны будете показать все свои знания, умения и навыки, свою смекалку и находчивость. При этом вы разделены на группы для того, чтобы создать атмосферу соревновательного духа. В конце путешествия вас ожидает суперприз – автомашина, которую вы и будете собирать по частям в течение всего путешествия (Приложение 2). Та группа, которая вперёд всех соберёт автомобиль, и будет победителем. Я предлагаю вам выбрать самим суперприз (ребята выбирают один из трёх предложенных им конвертов). Это фотография будущей вашей автомашины. А запчасти к ней вы будете получать при каждом правильном ответе на вопросы, заданные на остановках в стране Неорганических соединений. Вопросы есть?

Итак, в путь!

Мир веществ находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Такое взаимопревращение называется генетической связью (от лат. слова “генезис” – происхождение).

В каждой клеточке, в капле воды, в мм2 почве или воздуха происходят тысячи и тысячи химических реакций. Из этого огромного многообразия реакций, тем не менее, удаётся выделить те превращения, будь то физические или химические, которые связаны с различными формами существования одного химического элемента. Их называют круговоротом химического элемента в природе.

IV. Проведение урока-игры (32 мин.)

Учитель: Первая остановка “Разминка” (3 минуты). Вам будут заданы шуточные вопросы, требующие серьезных ответов.

  1. Какой элемент не имеет постоянной “прописки” в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева? (Водород).
  2. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).
  3. Ребус “Какая пословица здесь зашифрована?” (Приложение 3)
  4. Какой химический элемент входил в состав сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер? (Забор).
  1. В свободном виде он всех убивает,
    Если “связать”, то в еду добавляют.
    Но ежели в слове мы Л зачеркнём,
    То дружно со всеми мы песню споём.
  1. О каких веществах шла речь? (Хлор, хлорид натрия)
  2. Какое слово получилось в итоге? (Хор).
  3. Как обуглить дерево без огня? (Концентрированной серной кислотой).
  4. При каких условиях можно сжечь спичкой стальную иглу? (В атмосфере кислорода).
  5. Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы? (Опустить в разбавленный раствор кислоты).

Вторая остановка ни сколько не хуже первой – “Безопасная” (7 минут). Ребята! Вы прекрасно знаете, что без знаний правил техники безопасности даже самый простой опыт может обернуться для вас неудачей. Вам предлагается просмотреть небольшой видеофрагмент, где нерадивый ученик решил провести химический эксперимент. Какие им были допущены нарушения при выполнении этого химического эксперимента? (Показывается видеоролик).

Количество ошибок, допущенных учеником:

  1. Пробирка с отколотым горлышком
  2. Насыпает над столом
  3. Насыпает не ложечкой, а через край
  4. Просыпая вещество, собирает его рукой в пробирку
  5. Избыток вещества высыпает обратно в склянку
  6. На столе беспорядок
  7. Не закрыл склянку с сыпучим веществом
  8. Неправильно подписал части штатива:
  • кольцо – колечко;
  • лапка – зажим;
  • винты – шурупы;
  • стержень – столб
  1. Жидкое вещество налил не над ящиком
  2. Колбу закрепил не у горлышка
  3. Пробирка неправильно была закреплена (сбоку) в держателе
  4. У спиртовки не выпустил спиртовой газ
  5. Спиртовку поднял над головой и встряхнул её
  6. Зажёг спиртовку зажигалкой
  7. Спиртовку потушил, дунув на пламя

Третья остановка на нашем пути называется “Экспериментальная” (8 минут).

Задание: Из предложенных неорганических соединений составить генетическую цепочку превращения веществ и практически осуществить это превращение (Приложение 4)

Итак, путешествие наше подходит к концу, и мы с вами находимся на последней, четвёртой остановке под названием “Химическая эстафета” (9 минут).

Вам предстоит, выходя по одному к доске, составить как можно больше взаимопревращений того вещества, о котором пойдёт речь. Та группа, которая быстрее отгадает вещество, имеет больше времени на составление цепочки превращений.

Магний

  1. Первооткрывателем этого вещества был английский химик Гемфри Дэви.
  2. Своё название он получил от греческого названия в Фессалии.
  3. Это довольно распространенный элемент, его содержание в земной коре составляет около 2% от общей массы
  4. Наиболее известными минералами, содержащими элемент этого вещества, являются тальк и асбест.
  5. Ионы этого вещества в большом количестве содержатся в морской воде, что придают ей горький вкус.
  6. Этот вещество является s – элементом.
  7. Оно горит со вспышкой ярким белым пламенем. Это свойство вещества используют для подачи сигнальных вспышек, а также раньше использовали для яркого освещения – при фотографировании.
  8. Это вещество образует нерастворимое основание.
  9. Во всех соединениях вещество имеет степень окисления +2.
  10. Атом вещества имеет3 энергетических уровня, на которых расположено 12 электронов.

Сера

  1. Это вещество издавна считалось продуктом деятельности подземного бога Вулкана.
  2. Это вещество горит красивым синевато-голубым пламенем, распространяя удушливый запах.
  3. Это вещество являлось составной частью знаменитого в истории древнего мира греческого огня – легко воспламеняющейся горючей смеси, применявшейся для военных целей.
  4. Этим веществом окуривали сосуды для приготовления и хранения вина.
  5. Русское название этого вещества происходит от древнеиндусского слова (“сира”), означавшего светло-жёлтое.
  6. Это вещество может находиться в двух аллотропных модификациях, образуя кристаллы ромбической и моноклинной формы.
  7. При горении этого вещества образуется диоксид, который убивает и микробов и вредных насекомых. Ядовит он и для человека.
  8. (или При горении этого вещества образуется ядовитое вещество – диоксид, который называют ещё “лисий хвост”.)
  9. Это вещество является р-элементом.
  10. С помощью этого вещества каучук превращают в резину.
  11. Месторождениями этого вещества особенно богата Сицилия.
  12. Производство спичек, пороха, стекла, соды, лекарственных препаратов – не обходится без участия этого вещества.

Фосфор

  1. Это вещество было открыто в 1669 году солдатом-алхимиком Хёнинг – Брандом.
  2. Название этого вещества происходит от двух греческих слов”свет” и “несу”.
  3. Это вещество имеет много аллотропных модификаций: оно бывает белым, красным, коричневым, чёрным, фиолетовым.
  4. Окисление одной из аллотропных модификаций этого вещества называется хемилюминесценцией.
  5. При горении этого вещества образуется кислотный оксид.
  6. Это вещество – р-элемент.
  7. Оно присутствует в костях, мышцах, в мозговой ткани и нервах в живых организмах.
  8. Основной потребитель этого вещества – спичечная промышленность.

При оставшемся времени можно предложить ребус “Какой химический элемент здесь зашифрован?”

Итак, мы с вами благополучно прошли всю страну неорганических соединений, вспомнили и химические элементы и простые и сложные вещества, а также их взаимопревращение. Давайте поглядим на ваши результаты.

V. Подведение результатов (3 мин.)