Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели:

  • Обобщение и систематизация знаний и умений по теме: «Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 10 000.
  • Коррекция познавательной деятельности учащихся, мышления на основе упражнений по сложению и вычитанию чисел в пределах 10 000.
  • Воспитание мотивации к учению.

Оборудование: герои сказки «Теремок»; цветные и простые карандаши, учебники, тетради; карточки для индивидуальной работы, карточки-задания, карточки для условия задачи; оценки-жетоны, сигнальные карточки, микрокалькуляторы.

Ход урока

I. Включение в урок.

Сегодня проведем урок по сказке, в которой говорится а пяти животных. Животные эти по очереди приходили в один дом. Как называется эта сказка? (Теремок)

Чтобы ЛЯГУШКА вошла в дом нужно выполнить задание: «исключить из таблицы лишнее число».

  • Какое число лишнее? Докажите почему? (623)
  • Назвать одним словом другие числа. (четырехзначные)
  • Назвать число, сотни которого отсутствуют (4068)
  • Назвать число записанное синим цветом. (7625)
  • Назвать число в правом верхнем углу (1207)
  • Какое число не называли? (5342)

Молодцы! Мышка зайдет в дом, так как все задания выполнили верно.

II. Устный счет.

К дому подбежала МЫШКА, но зайти не может, так как нужно выполнить задания.

1) Раздаются перфокарты для индивидуальной работы. Учащиеся, закончив индивидуальную работу, начинают работать со всеми.

Все остальные учащиеся работают вместе.

2) Назвать компоненты при сложении. (слагаемые, сумма)

3) Назвать компоненты при вычитании. (уменьшаемое, вычитаемое, разность или остаток)

4) Выполнить действие и показать ответ на сигнальных карточках:

Примеры для 1 группы даются дополнительно.

Проверяем карточки индивидуальной работы.

(По ходу выполнения заданий раздаются оценки-жетоны)

5) «Сказочная арифметика».

Соловей-разбойник своим свистом повалил 135 берез, а дубов на 15 меньше. Сколько дубов повалил соловей разбойник? (100 дубов)

– Какое действие нужно будет выполнить, если в условии будет сказано «на … больше» ? (сложение)

Итог устного счета: какие арифметические действия мы повторили? (сложение, вычитание)

III. Сообщение темы и цели урока.

Запись даты и темы урока в тетрадях.

Целеполагание.

«Мышка вошла в теремок, так как все задания выполнены.

IV. Работа над темой.

К теремку прискакал Зайка. Чтобы он мог войти нужно выполнить задание.

1) Записать примеры и решить:

  • первое слагаемое 4347;
  • второе слагаемое 2138;
  • найти сумму 6485;

Обведите прямоугольником красного цвета второе слагаемое. Назовите его. (2138)

Оценивание жетонами.

  • уменьшаемое 4317, вычитаемое на 12 больше второго слагаемого (4317 – 2150 = 2164).

Дополнительно записать выражение для первой и второй группы.

(7980) Оценка-жетон.

Задание выполнили верно, поэтому Зайка зашел в теремок.

2) Составить задачу по краткой записи.

«Для школьной столовой на зимний период заготовили:…» Капуста – 1937 кг, Морковь – на 219 кг меньше

Поставить вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие. (Сколько килограммов моркови заготовили на зиму для столовой?)

Поставить вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. (Сколько килограммов овощей заготовили на зиму для столовой?)

1 и 2 группа – решают задачу в два действия;

3 группа – в одно действие. (самостоятельно)

  1. 1937 кг – 219 кг = 1718 кг
  2. 1937 кг + 1718 кг = 3655 кг (решают столбиком)

Проверяют друг у друга.

Проверка: обведите треугольником число, в единицах и десятках которого есть цифра 5. Если есть такое число (3655), то задачу решили верно.

– Как записали ответ? (каждая группа свой)

– Кто знает, сколько килограммов свеклы вырастили на пришкольном участке? (600 кг)

Оценки-жетоны.

Зашел Зайка в теремок, а на пороге уже кто? (Лиса)

V. Физминутка.

3) Работа по учебнику с. 58 №237

Прочитать задачу. Похожа ли она на предыдущую? (да) Это будет домашним заданием.

1 и 2 группа – решат с краткой записью и пояснением.

3 группа – решат с краткой записью.

– Но Лиса хитрая, хочет чтобы еще выполнили задание.

4) Работа по индивидуальным карточкам и группам.

Для третьей группы записан цифрами один пример. Два ученика плохо видят- для них по два примера на индивидуальных карточках.

7197+2108=9305 2759+204=2963 4111-1235=2876 (столбиком)

Проверка на микрокалькуляторах.

Карточки с дополнительным заданием:

VI. Домашнее задание

- уже есть.

Ребята, а кто из героев сказки еще не приходил к теремку? (медведь)

VII. Итог урока.

А вот медведь хотел бы послушать: какую тему закрепляли на уроке?

Целеполагание.

VIII. Оценивание.

Оценки дети выставляют себе сами . По количеству заработанных во время всего урока жетонов.

Все животные собрались в теремке и остались довольные вашими ответами на уроке. А сколько животных в теремке? (пять)