Наблюдения различных действий атмосферного давления

Разделы: Физика


Методическая разработка открытого урока

1. Характеристика обученности, обучаемости учебных и воспитательных возможностей класса.

Так как дети в классе делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков, левополушарных и правополушарных, урок строится таким образом, чтобы задействовать и заинтересовать всех детей.

Физический эксперимент рассчитан на визуалов. Полученные выводы и закономерности сформулированные устно на аудиалов. Дети кинестетики допускаются к проведению опытов.

Правополушарным детям предназначен объяснительно-иллюстративный метод урока.

Левополушарным — эвристический метод урока.

2. Проект урока.

Выявления различных “Действий атмосферного давления” на основе физического эксперимента (объяснение нового материала) в 7-м классе.

3. Актуальность проекта

Демонстрационный эксперимент способствует активному руководству учителем ходом мысли учащихся при изучении законов и явлений.

Демонстрация опыта – процесс, в ходе которого учитель осуществляет руководство ощущениями и восприятиями школьника и на их основе формирует определенные представления и понятия. Сочетание демонстрационных опытов со словом учителя – одно из важных условий успешного формирования физических понятий.

  1. Физический опыт – основная, современная форма исследования различных явлений. Познание окружающего мира идет через опыт: органы чувств – каналы, по которым данные о явлениях поступают в мозг.
  2. Изучение явления на основе физического эксперимента способствует
    формированию научного мировоззрения, глубокому усвоению физических законов, повышает интерес к изучению физики.
  3. Демонстрационный эксперимент нужен в тех случаях, когда учителю нужно руководство ходом мысли ученика, его ощущениями и восприятиями, на основе которых у него формируются различные понятия.
  4. В физике источником знаний является эксперимент. Он служит методом обучения и видом наглядности.
  5. Опыты по атмосферному давлению являются опытами, подтверждающими справедливость теоретического положения (гипотезы).

4. Проблемное поле проекта

Реализация дидактических принципов и различных методов обучения физике.

Методы обучения составляют исследования дидактики.

1. Наглядный метод.

Здесь главную роль играет показ явления. Наблюдая, ученики осмысливают результаты, экспериментальные факты. Делают выводы, получают новые знания.

2. Эвристический метод.

В ходе беседы, путем постановки задачи, ученики повторяют новый материал, их внимание падает на еще неизвестные явления, расширяются и углубляются знания. Учением самостоятельно добивается формулировки и вывода. При эвристической беседе учащиеся как бы сами открывают законы, явления или его свойства.

3. Индуктивный метод.

Учащимися демонстративно сообщается факт, а они делают вывод, формулируя общие положения.

4. Практический метод.

Экспериментальная и практическая работа, решение задач.

5.Метод формирования экспериментальных умений и навыков.

Дети самостоятельно учатся ставить опыты, наблюдать, выполнять отдельные действия и операции.

5. Используемые технологии.

  1. Адаптивные.
  2. Развивающие.
  3. Коллективные.
  4. Интерактивные.

6. Цели урока.

1. Педагогическая – воспитательная.

Правильно организованный школьный физический эксперимент служит воспитанием таких черт характера личности, как настойчивость в достижении цели, тщательность в получении фактов.

2. Образовательная.

Обеспечивает усвоение, повторение, закрепление основных понятий и законов. Эффективно формирует у учеников образы и явления, закрепляет умения и навыки.

3. Развивающая.

Развивает умения и навыки, познавательный процесс, учит самостоятельно преодолевать трудности, используя проблемные ситуации, творческие задачи, схемы, рисунки, развивает эмоции учащихся, создавая ситуацию занимательности.

4. Исследовательская.

В основном демонстрационный эксперимент позволяет объяснить явление, хорошо запомнить его, узнать и выделить при наблюдении, закрепить в решении задач.

5. Обучающая.

На основе физического эксперимента установить свойства и закономерности открытых ранее явлений, т.е. убедиться на опыте в существовании атмосферного давления.

Главная обучающая цель урока.

На основе физического эксперимента (опыта) установить свойства и закономерности, открытых ранее явлений.

На основании наблюдения различных действий атмосферного давления сформировать определения.

План урока

I. Вступление.

Опрос по пройденной теме – проверка усвоения пройденного материала.

а) Что называют атмосферой.
б) Что такое воздух (его химический состав).
в) Чем является поверхность Земли.
г) Какова скорость молекул воздуха.
д) Какие слои испытывают больше сжатие и почему.
е) На что действует атмосферное давление и почему.
ж) Почему оболочка Земли сохраняется и не улетучивается.
з) Почему не все планеты Солнечной системы имеют атмосферу. Приведите примеры.
и) Сколько весит 1 м3 воздуха?
к) Как изменяется давление с высотой?
л) На сколько км простирается атмосфера?

Ребята поднимают руки, отвечают устно.

II. Экспериментальная часть.

Учитель предлагает детям проделать опыты, подтверждающие существование атмосферного давления. (На каждой парте находится оборудование для опытов: пробирка, шприц, пипетки, чашка для воды, медицинские банки) <Рисунок 1>. Переход к анализу опытов и наблюдений.

  1. Пробирку с водой переворачивают и опускают в чашку с водой – вода не выливается – ее удерживает атмосферное давление. Учащихся самих прошу объяснить и проделать данный опыт.<Рисунок 2>
  2. Закрыть пробирку картонкой и перевернуть – вода не выливается.<Рисунок 3>
  3. Шприц с поршнем опускаем в воду, при подъеме поршня под ним образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха вдавливается вода, которая будет подниматься вслед за поршнем.<Рисунок 4>
  4. Опыт с пипеткой (разность давлений).<Рисунок 5>
  5. Опыт с медицинскими банками.

III. Рассказать о применении свойств атмосферного давления.

На основании проделанных опытов (пункт 2) рассказать и прокомментировать, где данные явления могут применяться.

  1. Поилка для птиц (показать их работу на интерактивной доске– презентация).
  2. Жидкостные насосы.

IV. Проделать и прокомментировать занимательные опыты.

  1. Ученику предлагается задача достать предмет сухим из воды. Выслушиваются мнения учащихся, демонстрируется опыт.
  2. Поместить яйцо в узкое горлышко бутылки.<Приложение 2>

V. Объяснение новой темы (конспект) и решение задачи.

Демонстрируется учителем эксперимент с двумя полушариями, показывается оборудование <Рисунок 6>. Опыт записывается в виде задачи.

8 мая в 1654 г. Отто Герике.

Г.Магдебург, 8 пар лошадей.

Задача рассчитывает силу, действующую на полушария, если их площадь 2800 см2 , давление р=101300 Н/м2 .

VI. Если осталось время, можно предложить детям занимательные вопросы.

  1. Какую роль при питье играет атмосферное давление? Галилей первым сделал оценку плотности воздуха, до конца своих дней сомневался, как ни странно, в существовании атмосферного давления. Герике считал, что свойство пустого пространства независимы от божественного промысла.
  2. Высоко в горах действие суставов человека нарушается, конечности легко подвергаются вывихам, т.к. атмосферное давление способствует более плотному прилеганию суставов. С уменьшением давления связь между суставами уменьшается.
  3. Почему пассажирам самолета не рекомендуется иметь заряженные чернилами авторучки.
  4. Влияние понижения и повышения давления на человека, почему это происходит. Когда внешнее атмосферное давление повышается, то у человека оно понижается и наоборот.

VII. Просмотр презентации по атмосферному давлению для закрепления материала в наглядной форме. (Приложение 1)

VIII. Выводы и итоги урока.

  1. Атмосферное давление существует.
  2. Оказывает свое действие на поверхность Земли и все, что на ней находится.
  3. Силу атмосферного давления можно рассчитать.
  4. Атмосферное давление широко применяется в жизни, производстве, медицине, сельском хозяйстве.

Используемая литература

1) М.М.Поташник, М.В. Левит “Как подготовить и провести открытый урок”. Москва 2003 год.
2) “Журнал: Физика в школе” 2000 год.