Элективный курс "Внедрение межпредметных связей на уроках физики"

Разделы: Физика


Введение

1. Исходная ситуация.

Все дети в школе, в классе имеют индивидуально-психологические качества. Делятся на левополушарных и правополушарных, в большей мере на гуманитариев и детей с техническим (математическим) складом ума.

И именно у детей, отдающих предпочтение истории, литературе, биологии, географии – гуманитарным предметам – снижается интерес к техническим наукам, иногда они вообще перестают учить трудно дающийся им предмет, исключают его из своего поля зрения, мотивируя это тем, что в дальнейшем им это не пригодиться, так как они выбирают гуманитарное профильное обучение.

А у учеников, полностью занятых техническими предметами и планирующими в дальнейшем поступать в технические ВУЗы, снижается интерес к гуманитарным предметам.

Передо мной встала задача объединить и заинтересовать детей с различной психологической направленностью. Стимулировать у одних интерес к изучению физики, у других – интерес к гуманитарным предметам. Преодолеть узконаправленное понимание физики как науки. Создать условия, при которых можно глубже видеть связь между различными предметами, сообщение новых знаний, повысить качество обучения.

Прочитав элективный курс ученикам 9х классов, стоящим перед выбором профильного обучения, многих удалось заинтересовать изучением именно физики, и таких новых наук, как астрофизика, биофизика, геофизика, агрофизика, космонавтика, экология.

Содействовать развитию любознательности, интереса к овладению знаниями, творческих способностей, интеллектуальных умений, вызвать положительную мотивацию к учению.

Основным вопросом организации профильного обучения в настоящее время является определения структуры и направления профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать не только стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (что ведет к созданию большого числа различных профилей), но и ряд факторов, сдерживающих такую дифференциацию образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и т.д.

В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых для завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения.

Концепция деятельности.

I. Пояснительная записка.

Современный этап развития нации характеризуется возрастающей связью и взаимопроникновением наук, и особенно связью физики с другими отраслями знаний. Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи. Она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы имеют решающее значение для всех естественных наук.

Систематическая связь учебных дисциплин убеждает учащихся в том, что между различными отраслями знаний нет резких границ, что они не оторваны друг от друга, а с разных сторон и каждая своими методами изучают материальный мир; совокупность полученных ими результатов даёт нам общее представление о мире.

Знания, полученные на уроках физики, применяются на уроках алгебры, геометрии, химии, биологии, географии, астрономии. Даже такие гуманитарные предметы как история и литература знакомят учащихся со многими вопросами, общими для физики, но освещают их с иных точек зрения.

Изучая физику, учащиеся знакомятся с целым рядом явлений природы и их научным объяснением. Чтобы физические понятия были хорошо усвоены учащимися, необходимо иллюстрировать их материалом из окружающей действительности – природы быта, наук, изучаемых в школе. В связи с этим, межпредметная связь между школьными дисциплинами имеет принципиальное значение – она состоит в развитии мышления учащихся, обеспечивает формирование цельного представления о явлениях природы, делает знания более глубокими, повышает интерес к изучению физики. Глубокая связь физики с другими науками вызвана появление новых отраслей знаний: астрофизики, биофизики, геофизики, космонавтики, агрофизики.

II. Цели и задачи проведения курса.

  1. Изучение одних предметов способствует подготовке учащихся к изучению других.
  2. Преемственность в развитии у учащихся научных понятий и выработка у них обобщённых умений и навыков.
  3. Осуществление единого подхода к формированию общих понятий, умений и навыков.
  4. Единство требований к усвоению знаний и овладению общими умениями и навыками.
  5. Широкое использование при изучении одного предмета знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися в процессе изучения других учебных дисциплин.
  6. Устранение дублирования при изучении одних и тех же вопросов на уроках смежных дисциплин.
  7. Показ общности методов исследования, применяемых в различных науках и раскрытие их специфики.
  8. Раскрытие взаимосвязи явлений, изучаемых на уроках по различным предметам, показ единства материального мира.
  9. Необходимость единой трактовки научных понятий определений, единых общеметодических требований к процессу обучения: культуре речи, письма, математических вычислений.
  10. Способствует более глубокому усвоению и формированию научных понятий, законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации.

III. Способы осуществления межпредметных связей.

  1. Обращение к знаниям, приобретенным ранее.
  2. Решение задач, требующих применения знаний, полученных при изучении других дисциплин.
  3. Выполнение экспериментальных работ, требующих комплексного применения знаний.
  4. Проведение экскурсий межпредметного характера.
  5. Повторение обобщающего характера, при которых объединяются в одно целое знания, полученные при изучении различных предметов.
  6. Ознакомление учащихся с историей выдающихся изобретений и ученых.

IV. Планируемые результаты.

  1. Дать учащимся систему знаний, включающую основы физики на современном уровне её развития: описание физических явлений; важнейшие законы; главные физические теории; фундаментальные опыты и факты; сведения из истории физики и об основных открытиях; методы физических исследований и практическое применение рассмотренных связей и закономерностей.
  2. В процессе изучения межпредметных связей обогатить память учащихся, развить их мышление, творческие способности.
  3. Сформировать научное мировоззрение учащихся, которое как раз и включает в себя раскрытие связей между явлениями и законами природы.
  4. Осуществить политехническое образование учащихся, научить применять физические явления в технике и практической жизни людей, подготовить к выбору профессии.

Выводы

Элективный курс был опробирован на учениках 9х классов УСОШ №4 г. Удомля качестве предпрофильной подготовки в количестве 18 часов.

Курс посетило 20 человек из четырёх девятых классов, из них 8 человек собираются в физико-математический класс, 6 человек – в химико-математический, 6 человек – в экономико-правовой класс.

Считаю, что поставленные цели и задачи достигнуты.

Планирование

1. Связь курсов физики и математики (алгебры).

Современная физика развивается в тесной связи с математикой. “Математика – это не только язык физики, это язык и логики вместе”. Математические методы широко используются в физике как для обработки опытного материала, так и для обработки теории.

Межпредметная связь между школьными курсами физики и математики содержит большие возможности в деле повышения научного уровня преподавания каждой из этих дисциплин. Поэтому взаимосвязь между ними необходима с самого начала их изучения. При этом важно стремиться к тому, чтобы одни и те же научные понятия, используемые в физике и математике, получали бы согласованную, взаимно дополняющую трактовку.

Среди многих вопросов методики обучения физике, которые могут быть успешно решены только в тесной связи с изучением математики, играют большую роль следующие понятия:

  1. Функциональной зависимости. (Приложение 1)
  2. Понятие вектора. (Приложение 2)
  3. Прямая и обратная зависимость. (Приложение 3)
  4. Запись численного значения величины, используя степень числа 10. (Приложение 4)
  5. Приближённые вычисления (Приложение 5)
  6. Производная. (Приложение 6)
  7. Разложение произведения на множители. (Приложение 7)
  8. Решение систем уравнений. (Приложение 8)

2. Связь курса геометрии с курсом физики.

Весьма существенное влияние курса геометрии оказывает на курс физики через геометрическую и теоретико-множественную символику. Например, А также через использование формул и теорем. (Приложение 9)

3. Связь курса физики с химией.

Физика и химия часто взаимно дополняют друг друга, т.к. на уроках по этим предметам одни и те же явления и процессы рассматривают с разных сторон.

К числу важнейших общих для физики и химии понятий относятся понятия вещества, массы, веса, энергии.

Важностью межпредметной связи является изучение одних и тех же теорий – молекулярно кинетической и электронной теории строения вещества. (Приложение10)

4. Связь курса физики с биологией.

Связь физики с биологией древняя и плодотворная. Можно назвать немало выдающихся физиков, внесших свой вклад в развитие биологии, и естествоиспытателей, открывших фундаментальные физические законы.

Это всемирно известный физик Гельмгольц, врач Майер, ботаники К.А.Тимирязев, Броун.

Связь физики с биологическими науками особенно расширилась в последние десятилетия, когда возникли такие науки, как биофизика, агрофизика, бионика.

При изучении биологических дисциплин учащиеся используют физические понятия как теплота, температура, свет, влажность. (Приложение11)

5. Связь курса физики с географией (природоведением).

При изучении географии учащиеся получают представление о движении, форме и размерах Земли, о строении атмосферы, способах измерения атмосферного давления, об образовании ветров, об использовании энергии. Всё это может найти отражение в физике. (Приложение12)

6. История.

Здесь рассматриваются вопросы развития орудий труда, процесс развития производительных сил и производственных отношений, развитие культуры, техники и науки, историческая характеристика эпохи и её выдающихся деятелей, в том числе и учёных физиков.(Приложение13)

7. Связь курса физики с литературой.

Данная взаимосвязь на уроках физики выражается прежде всего в использовании примеров из художественной и научно-популярной литературы или фольклора, образно описывающих то или иное физическое явление, историческую обстановку, образ учёного и т.д. (Приложение14)

8. Астрономия.

  1. Закон всемирного тяготения
  2. Он перестают быть “земным” и выступает как важный космический фактор.

  3. Солнце – плазма.
  4. Термоядерные реакции звёзд.

  5. Спектры и спектральный анализ.
  6. При помощи спектрального анализа определён химический состав звёзд, планет, температура, давление и т.д.

  7. Искусственные спутники и космические скорости. Сила тяжести на других планетах.
  8. Гравитация, невесомость, перегрузки.

Литература

  1. Дягилев Ф.М. из истории физики и жизни её творцов: кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1986.
  2. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике: для учащихся 7-9 классов средней школы / Сост. И.Г. Кириллова. 2-е изд., перераб. М.: просвещение, 1986.
  3. Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе: 7-9 кл. М.: Просвещение, 1988.