Урок литературы для 9–11-х классов на тему "Уроки нравственности Василия Белова. По рассказам "Колоколена", "Холмы"

Разделы: Литература


Эпиграф к уроку:

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”

Л.Толстой

Цели урока:

  • знакомство с неизвестным ребятам писателем, с явлением “деревенской” русской литературы;

  • развитие умения анализировать художественный текст; воспитание в учащихся вечных нравственных ценностей: любовь к матери, к родному краю, к родине, к духовным традициям русского народа;

  • расширение кругозора учащихся, развитие творческих способностей.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, тексты рассказов, книги писателя.

1. Василий Белов – неизвестный вам писатель. Но это имя значится среди родоначальников так называемой “деревенской” литературы. Вы спросите, что значит писатель-“деревенщик”? Как вам кажется самим? (возможные ответы: пишут о деревне, сами из деревни). Все это правильно. “Деревенщики” стали заявлять о себе и своем творчестве в начале 60-ых годов.

А самым важным все же является трепетное отношение писателей к традиционной нравственности русской культуры. И, если вспомнить произведения русских классиков, то внимание к духовной жизни человека, к нравственности в русской литературе становится очевидным (“Станционный смотритель” А.С.Пушкина, “Портрет” Гоголя, “Ася” И.С.Тургенева и т.д.). В этом проявляется близость творчества писателей-“деревенщиков” к классической русской литературе.

2. Имя Василия Белова стоит рядом с именами Валентина Распутина, Василия Шукшина, Виктора Астафьева и др. Я предлагаю познакомиться с писателем.

3. Художественное чтение рассказа Василия Белова “Колыбельная”. Заранее приготовлена ученица.

4. Вас удивило произведения, ребята? Меня – да. Откуда могло взяться такое произведение? Где его истоки? Почему мужчина, далекий от сугубо женских занятий, смог такое написать, где наблюдал такую сцену? Давайте познакомимся с биографией писателя. Лучше всего это сделать, обратившись к его автобиографии.

5. Сообщение ученика о Василии Белове по автобиографии писателя.

Родился я в октябре 1932 года в д. Тимониха, Вологодской обл., в семье колхозников Белова Ивана Федоровича и Беловой (Коклюшкиной) Анфисы Ивановны. Я был у них вторым сыном. Поскольку в то время детей крестьян регистрировали не очень тщательно, то никаких метрических документов на меня не оказалось. Я был записан лишь в колхозной книге по учету выработанных трудодней и то ошибочно: 1933 годом. День моего рождения также в точности не известен. По рассказам родственников и матери, я родился или за неделю до Покрова Богородицы или неделю спустя. При получении свидетельства о рождении в 1949 году было поставлено приблизительное число – 23 октября.

Когда началась Великая Отечественная война, я перешел во второй класс Сохотской начальной школы. Учились мы в здании бывшей Никольской церкви.

Еще до школы меня научил читать старший брат Юрий. Я перечитал все книжки дома и в деревенской библиотеке. Мое "книжное голодание", начавшееся раньше голодания физического, быстро становилось хроническим. Отец до войны зимними вечерами читал вслух, но позже родилась у меня неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Я воровал книги с чердаков брошенных домов. Дома были заколочены, но мы находили какие-то щели между хлевами, забирались внутрь через подвальные окошечки и шастали. В поисках книг я забрался однажды и в жилой дом...

Отец учил нас столярничать, мы соревновались с братом, у кого лучше получится табуретка.

Школу-семилетку я закончил в 1947 году. Все эти годы, да и последующие, связаны с физическими и нравственными лишениями. Простудился и умер мой дружок и одноклассник Толя Стулёнков, с которым пять лет сидели на одной парте. От болезни, связанной с голодом, умерла бабушка по отцу. Умер крестный Иван Михайлович. В 1943 году на войне погиб отец. Голод продолжался вплоть до начала 50-х годов. Ели толченую солому, замешанную на картофеле, ели кору, мох, даже дохлую конину.

Голод и тяжелая жизнь не позволяли закончить десятилетку, так как надо было уезжать, а средств не было. Однако я решил уехать учиться. На общем собрании меня долго не отпускали. В сельсовете не давали справку на паспорт. Метриков не было. И все же я покинул деревню и родину. Это было в марте 1949 года.

Осенью этого же года нас послали в деревню Васильевку на реке Монзе. Человек восемьдесят учащихся, нас поселили в заброшенной церкви. Начали копать под фундамент пилорамы яму прямо на кладбище. Выбрасывали черепа и кости. Большая часть "фэзеошников" разбежалась, но пилораму поставили. Завезли в церковь станки и установили электростанцию. Потом и в армии я столкнусь с осквернением могил. В армии было очень тяжело, там я прочитал множество книг, многие из нас писали стихи, чтобы выжить. Я много раз пробовал печататься в газетах, но не выходило. Писал письмо поэту Асееву, мне не ответили. Все это время было много трудностей с работой, с личной жизнью, с писательской деятельностью, но матери надо было помогать по-прежнему. Наконец, в 1956 году, я был правдам и неправдами оформлен литсотрудником районной газеты. На моих глазах происходили все эксперименты, связанные с сельским хозяйством. Деревня еще жила в те годы, но ее эксплуатация и уничтожение шло полным ходом.

С1959 по 1964 год я учился в Москве в Литературном институте. В те же годы стал членом Союза писателей СССР.

С 1964 года живу в г. Вологде, деля свое время между нею, Москвой и деревней Тимонихой. Издано много книг: прозы, публицистики, драматургии.

А позже, в 1998 году в автобиографии появилось добавление: за восемь лет реформ родная деревня Тимониха практически вся вымерла, что и обусловило мое активное участие в публицистике.

6. Теперь, ребята, думаю, что вам понятно, где мог услышать писатель Белов колыбельную, почему он пишет о деревне, почему так бережно и трепетно относится к духовному началу русского народа.

Обратимся к эпиграфу: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. Так счастлив ли Василий Белов у себя дома? Наверное, счастлив, иначе крупный писатель, у которого дел много и в Москве, совсем редко бы мог бывать в родной деревне. Значит, тянет на родину.

Вы прочитали рассказ “Колоколёна”.

1.Откуда родом рассказчик, один из героев произведения “Колоколёна”? И где живет теперь?

– Из деревни. Живет в городе, но в грохоте и суете ощущает себя чужим и неприкаянным. Недаром он и живет-то не в своем доме, а в общежитии.

2. С чем связывает он настоящую, полную жизнь?

– С Вологодчиной и людьми, там проживающими. С ними ведет свои молчаливые ночные диалоги рассказчик.

3. Каков сюжет рассказа?

– Рассказчик приезжает в соседнюю деревню и проведает бабку Параню. Поговорив с нею, послушав ее, уходит, но “громкий бабкин голос и посейчас… в ольховый родимый край…”.

4. Зачем рассказчик пришел к бабке Паране? Было ли у него какое-то дело? Что символизирует собой эта героиня?

– Жизнь в деревне не умерла, она течет. Параня вынянчила 12 ребятишек – поставила их на ноги. Вложила свою заботу, терпение, доброту, любовь, мудрость…

5. Параня много рассказывает о своей жизни, о жизни своих детей, о деревенских жителях – об Олютке. Зачитайте, как выглядит Параня, какова манера говорить.

– “Параня постарела: губы у нее ввалились…”

6. За болтовней бабки Парани раскрывается житейская мудрость, она носитель тех нравственных устоев, которым учит нас Библия, по которым из века в век стараются жить добрые, порядочные люди. Зачем так много рассказывает Параня об Олютке?

– Жалеет Олютку, обиженную судьбой, непутевым сгинувшем пьяницей мужем. У нее на руках осталось семеро ребятишек. А ее мужа-алкоголика ругает, высмеивает и никогда не боялась сказать ему в глаза, что думает: “Иди, говорю, красноглазый мухомор, пока я тебе в глаза-то не нахаркала”. Чувство достоинства у бабки Парани и чувство юмора ярко проявляются в эпизоде “очередь в гастрономе”, когда Паша-хлюст, нагрубив старухе, получил от нее отпор и упал в грязную лужу (жидель) в праздничных штанах.

7. Что мы узнаем от бабы Парани про ее сыновей?

– Паране обидно, что сыновья не помогают ей. А она себя отдала своим детям, а теперь и внукам.

“Любовь к родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери”. (Ю.Яковлев)

Звучит духовное пение (кант о матери).

8. Какая в деревне жизнь?

– Очень тяжелая, бедная. Люди нуждаются, ищут возможность заработка любой ценой: старые бабки, из которых песок сыплется, идут “сучки обрубать” на вырубленном под корень уделе, а там и лошадям по брюхо снега. Но автор не корит их за сгубленный лес – люди в деревне выживают, кто как может. Дочь Парани больна – нет нормальной обуви и в результате ревматизм. Зять “сник и с лица спал” – безотказный, изработался.

9. А теперь предлагаю вслушаться в речь Колоколёны еще внимательнее. Вы представляете себе героиню? Помогает ли ее речь это сделать лучше?

– Автор использует речевую характеристику. Речь деревенская: сказовая манера повествования – диалекты (жидель – жижа грязная, понажористей – с аппетитом). Обращение “батюшко” (фольклорное), междометия (ой-ей-ей). Частица ТО – матка-то, больно мало-то, просторечия, в том числе вульгарные слова (харкну, рыло-то, стельна рожа…)

10. Художественная деталь. Что это? Обнаружили ли вы в рассказе художественные детали. Как их объяснили?

– Ребенок, получив конфету, не знает, что с ней делать – нищета

– Родители рассказчика живут с дочерью в другом месте, семья порознь, а раньше в деревне жили все дружно не только с родными, но и с соседями.

11. Как понять смысл заглавия рассказа?

– Прозвище Парани – колоколёна: колоколит языком звонко и без умолку. Какую роль играют колокола на Руси? С колокольни весть о церковных праздниках, но и о горе оповещают колокола: пожар, война… Баба Параня оповещает обо всем, что происходит в деревне. Много плохого, тяжелого, но пока Параня колоколит, есть возможность ее услышать. А значит деревня хотя и трудно, но живет, и не все потеряно. А рассказчик по-настоящему “счастлив у себя дома”.

12. В чем смысл финала рассказа? Рассказчик и вошел по традиции, не стучась, а по-свойски, налил чаю, и ушел, будто не расставшись с Параней, унося ее звонкий голос в ушах.

– Он приходил не в гости, а к себе, в родной дом. Эта общность подчеркивается много раз бабой Параней, когда она вспоминает дружное совместное житье с прежними соседями.

13. Слышите ли вы голос автора?

– Он совпадает с голосом рассказчика.

Следующее произведение, к которому мы обратимся, – рассказ “Холмы”.

1. Кто главный герой рассказа? Что мы узнали о нем?

Он родом из этой деревни, давно живет в городе, но связь с малой родиной не прерывает. Редко, но приезжает в дом своего детства, к матери. Бывает со своей семьей: с женой и сыновьями. Это человек средних лет. А это возраст, когда уже можно подводить итоги, осмысливать себя, свое человеческое Я и предназначение.

2. Находясь в доме, он с утра остался один. А куда же делись люди?

– Мать, по извечной привычке, охая, ушла на сенокос.

3. Какой смысл в словах “по извечной привычке”?

– Мать уже старуха, ей и вправду тяжело, но деревенский труд не разрешает болеть, отдыхать – день крестьянина, вся его жизнь проходит в круговороте вечно сменяющейся работы (покосы, посадка, сбор урожая…). Остановить это нельзя, это будет равно смерти.

4. Но одновременно с матерью из дома на реку ушла жена героя. А ведь герой и его жена молодые, крепкие, сильные люди по сравнению со старухой-матерью, но на покос идет она, а не дети. И вся деревня стоит пустая – все трудятся на покосе. Что это за прием?

– Антитеза, противопоставление.

5. Однако, ребята, мы не станем корить сейчас нашего героя, а поймем, что автору было просто необходимо, чтобы герой-рассказчик остался один не только в деревне, но и в мире. Был бы только сам с собой. Почему? О чем он думает? Какие вопросы его гложут? Когда приходят такие вопросы, когда человек один или в повседневной суете?

Давно не бывший в родных краях, герой ощутил “грустное чувство причастности” к деревне, ее окрестностям. Откуда он взялся? Где начало, кто дал ему жизнь? Где предки? Что значит их нет и т.д.?

6. Представим себе пейзаж, написанный в рассказе: “Он вышел на крутой и зеленый холмик, огибаемый голубой озерной подковой”. Что расположено в деревне на этом холмике? Кладбище. Мне сразу представился наш поселок, наше кладбище, расположенное на холмике, наше озеро, пусть не в форме подковы и стоящее чуть подальше от горки, чем озеро в рассказе. Зачитайте описание холма.

-“Купол церкви плыл в небе…”

Звучит духовное пение (о России)

7. Земля внизу, небо и теплое солнце вверху, холм же выбран автором неспроста. Он не только отражает особенности местности и устройства деревни – купол церкви, стоящей на холме, плывет в облаках. И мысли героя-рассказчика высоко над землей. Они – о вечном. Как можно назвать вопросы и размышления героя?

Философскими.

8. Его мысли о предках, о своем далеком начале. Послушайте, что когда-то написал А.С.Пушкин: “Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности”. Что ищет на кладбище герой?

– Могилы тетки (нашел за оградой), бабушки (не нашел), прабабушек (нечего и думать найти).

9. Чем старее могила, тем мизернее шансы ее найти, но наш герой вспомнил о предках, можно судить о его человеческом облике. Что вы можете сказать о его нравственности?

– Он нравственный человек, он вспоминает родных и с сожалением понимает, что их могилы утеряны навсегда. Тем важнее понимать, что важно бережно относиться ко всему уходящему – его не воротишь, а особенно важно любить и уважать родителей, так как, по словам Цицерона “Любовь к родителям – основа всех добродетелей”.

10. Почему герой ищет могилы женщин? А где же мужчины из его семьи?

– Они успевали срубить дом, зачать сыновей и уходили на войну. Это испокон веков было мужским занятием – защищать Родину, свой дом, свою семью.

11. И если мы вновь вернемся к женской теме в рассказе, давайте вновь заметим, как трепетно относится автор к женщинам: матерям, теткам, женам, бабушкам… Как думает он о несправедливостях женской судьбы. На фоне тихого размышления, “его впервые обожгла, заставила сжать зубы простая, ясная мысль”, что кладбище в деревне женское. В чем же мужчинам, по мнению героя, повезло больше?

– Они лежат в братских могилах, в холмах: один из предков, герой Шипки, в Болгарии – ему, наверное, стоит памятник; дед лежит в маньчжурском холме, воспетом в романах и повестях; отец обставил всех – он похоронен на Мамаевом кургане. Холм отца велик и печален, а тень громадной скульптуры падает на город.

12. Прочитайте последний абзац рассказа. Каков смысл финала?

– Жизнь идет, и, если будет нужно, герой-рассказчик пойдет дорогой отцов к чужим холмам, то есть готов сложить голову за Родину.

13. Давайте обобщим, какие темы и вопросы поднимает автор в рассказе холмы?

– Тема женской судьбы, тема философского осмысления жизни, тема любви к малой родине, тема семьи, продолжения рода (два сына), тема памяти, вопросы нравственности. И если не помнить, откуда мы вышли, забыть о предках, давших нам жизнь, то, образно говоря, сильные, молодые и бойкие лопухи, быстро забивающие могилы деревенского кладбища, вытеснят из наших голов и сердец память, вытеснят нравственность.

14. Вернемся к началу: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

Герой у себя дома, по-вашему, счастлив ли он?

Писатель Василий Белов часто бывает в родной вологодской деревне Тимонихе. Можно ли предположить, счастлив ли он, бывая там?

Приписка к автобиографии, появившаяся в 1998 году: “За восемь лет реформ родная деревня Тимониха практически вся вымерла”. Автор активно занимается публицистикой, призывая задуматься о положении дел.

А какое же дело делают его художественные произведения, в данном конкретном случае рассказы “Колоколена” и “Холмы”? Учат нравственности, веками складывавшейся и хранившейся в культуре, в жизни русского народа.

Какие же уроки дает нам писатель Василий Белов своей жизнью, своим творчеством?

Нельзя быть Иванами, не помнящими родства. Нужно помнить своих предков, чтить родителей, мать, давшую жизнь, вложившую все в своих детей. Нужно стать хорошим семьянином, отцом и матерью, вырастить из своих детей хороших людей. Нужно помнить родные края, ставшие волей судьбы для каждого человека первой колыбелью. А будешь любить свои деревню, село, городок или большой город – будешь любить свою страну, свою родину.

И сколько нам отпущено жить – никто не знает...
Но жить все равно придется, и жить по-человечески, вернее по-божески…

Василий Белов.

Литература:

  1. В.Белов “Гудят провода” – М., “Советская Россия”, 1978.

  2. В. Белов “Автобиография”

Приложение 1 – презентация к уроку.

Приложение 2 – раздаточный материал для учащихся: вопросы и задания к уроку.