Гастрономический рейд по кулинарной книге (повторение в старших классах правописания н и нн в разных частях речи)

Разделы: Русский язык


Цели урока

1. Повторить орфографические правила написания -н- и -нн- в словах разных частей речи.
2. Обобщить и систематизировать знания о правописании -н- и -нн- в разных частях речи.
3. Использовать элементы дифференцированного и индивидуального обучения при закреплении и отработке правописания.
4. Расширить кругозор учащихся за счет использования элементов игровой технологии.

Оборудование: кулинарная книга, глянцевые журналы с рецептами, карточки с орфограммами и заданиями. (Приложения)

Тип урока: комбинированный с игровыми элементами.

Ход урока

I. Организационный момент, вступительное слово учителя и беседа.

Здравствуйте! Думаю, никто не будет спорить, что еда, или прием пищи, играют большую роль в нашей жизни. Чтобы приготовить вкусный обед, надо знать рецепт. В любом современном глянцевом журнале есть странички, посвященные кулинарным рецептам. Сегодня на уроке мы подберем материал для такой странички, но не простой, а кулинарно-орфографический. Мы совершим “гастрономический рейд по кулинарной книге”. Вам знакомо значение слова “гастрономия”? Это наука, изучающая связь между культурой и пищей. Все названия блюд сегодня на уроке должны будут содержать слова с одной или двумя буквами -н-. Так мы познакомимся с кулинарией и повторим правописание.

II. Повторение изученного.

1. Наше первое редакционное задание. На столах разложены карточки-ингредиенты с правилами написания, к ним прилагается “Меню”. Выберите из меню только те названия блюд, которые соответствуют вашим карточкам-ингредиентам, и прикрепите на доске. (Учащиеся работают в парах, вывешивают на доске карточки, записывают примеры, объясняют, исправляют ошибки). (Приложение 1).

2. На основе полученных вами сведений мы составим документ, на который будем опираться при выборе рецептов. (Таблицы. Приложение 2 и 5).

III. Отработка правописания.

Итак, перед нами материал для статьи о ваших вкусовых пристрастиях. (На столах лежат карточки с заданиями). Ресторанные критики с небольшим опытом работы могут выбрать для закрепления орфограмм блюдо “ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ”. Гурманы, чувствующие в себе силы, выберут блюдо “МЯСНАЯ ЛАВКА”. (Учащиеся выполняют работу письменно, устно проводим проверку). (Приложение 3).

IV. Проверка полученных знаний.

Материал для кулинарной страницы мы подобрали и чувствуем, что готовы написать свою книгу рецептов. На столах лежат листы с заданиями. Люди, которые выбирают ЗАДАНИЕ А, будут писать предисловие к нашей книге, их работа оценивается удовлетворительно (“3”). Если выбираете ЗАДАНИЕ Б, то вы отбираете материал для нашей книги. Ваша работа оценивается четверкой. Корректоры и редакторы выберут ЗАДАНИЕ С, исправят ошибки и приготовят тексты к типографии. Их работа самая сложная, она оценивается отличной отметкой. (Работы собираются и оцениваются соответственно: “3”, “4”, “5” при отсутствии ошибок). (Приложение 4).

V. Домашнее задание.

Так мы с вами повторили правописание -н- и -нн- в словах разных частей речи. Одновременно совершили гастрономический рейд по ресторанам города. В качестве домашнего задания каждый выберет рецепт для самостоятельного приготовления: 1) выписать или составить свой рецепт; 2) придумать кулинарную историю, используя как можно больше слов с изученными орфограммами.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5