Интегрированный урок (русский язык и литература) в 10-м классе по теме "Комплексный анализ текста. Эпизод из романа И.А. Гончарова "Обломов""

Разделы: Русский язык, Литература


Цели:

  1. Повторение и обобщение темы “Лексика”, которая по времени совпадает с работой над романом И.А.Гончарова “Обломов”.
  2. Закрепить знания о художественно – выразительных средствах языка на примере отрывка из произведения.
  3. Развивать у учащихся языковое чутье.
  4. Учить детей создавать проекты (использование новых информационных технологий)

Оборудование: портрет писателя, текст, памятка с лексическим анализом текста, ключевые слова, компьютер, проекционная система.

Ход урока

1. Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим тему “Лексика”, которая по времени совпадает с работой над романом И.А. Гончарова “Обломов”, обратимся к художественным изобразительно-выразительным средствам языка на примере отрывка из произведения, представим и защитим свои проекты.

2. Работа над эпиграфом.

К особым его (Гончарова) достоинствам принадлежит... язык чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся...

В.Г.Белинский.

3.

Гончаров принадлежит к мастерам слова, оказавшим большое влияние на развитие языка русской художественной прозы. Для стиля писателя характерны особая пластичность изображения и предельная точность словоупотребления в сочетании с богатством образных средств. Сам Гончаров относил себя к “живописующим” писателям, которые обладают “способностью рисовать словом”

4. Вспомните, что вы знаете об авторе?

(Презентация проекта “И.А.Гончаров) Приложение 1.

5. Работа над текстом.

– Прочитайте текст выразительно, выделяя нужные слова и смысловые отрезки интонацией, паузами и повышением или понижением тона.

– Докажите, что это текст.

– Определите тему текста.

(Необузданная стихия дикой природы, не подвластная человеку, беспомощность человека перед этой стихией)

Разделите текст на смысловые части, микротемы. (3 части)

Определите главную мысль 1 микротемы (Чудный уголок), второй (Картина дикой природы), третьей (Мирный уголок).

Как соотносятся начало и конец текста. (начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя его центральную часть)

Какова же идея текста?

(Человек теряется на фоне дикой природы, усиливается впечатление одиночества, ничтожности и беспомощности человека.)

Обратим внимание на лексические средства связи между предложениями.

(В тексте встречаются лексические повторы: уголок (2,18), море (4,6,13,14), горы (4,15), скалы (4,17), пропасти (4,15, 17), грандиозное (4,5), дикое (4,5), человек (8,12,15).

Для чего в тексте повторяется слово море 4 раза?

(Автор разворачивает перед читателями грандиозную и устрашающую картину моря)

Какими описательными оборотами заменяется слово море в тексте? Как называются такие обороты речи? (перифразы)

Выпишите перифразы в тетрадь

(Необозримая пелена вод, бесконечная картина, бешеные раскаты валов, широкая картина)

Дополнить:

– Перифразы могут быть общеупотребительными, относящимися только к данному объекту и контекстуальные, то есть относящиеся к данному лицу или предмету только в определенном контексте.

– Какие из них используются в этом тексте, докажите свое мнение.

– Найдите в тексте контекстуальный оценочный синоним слова море.

– Какой образ моря создает автор, какие слова он для этого использует?

(Море – чудовище, то есть нечто страшное, враждебное человеку. Гончаров создает образ моря – громадного, ревущего и стонущего, вечно существующего чудовища: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачно и неразгаданное, стон, зловещие голоса)

Обратите внимание на звуковой образ моря в тексте. Какими фонетическими средствами он создается?

(Звуковой образ моря сложен: это то ревущее, то стонущее чудовище.)

Например, в 10 предложении звуковой образ моря создается чередованием повторов согласных звуков (р-в-б), передающих рев и рокот, и аллитерации (с-н-ж) О и У создают впечатление стона, завывания.

Найдите в тексте контекстуальные синонимы слов горы и пропасти. Какую смысловую и оценочную роль играет такая синонимия?

(Контекстульные синонимы слов горы и пропасти – когти и зубы дикого зверя. Такая К. синонимия создает образ дикой, угрюмой, враждебной человеку природы)

Обратите внимание на аллитерацию в предложениях 15 и 16. Какую роль здесь играют эти фонетические средства?

(Горы, пропасти, грозны, страшны, устремленные, зверя – повторение звуков р, рь одновременно передает рычание зверя и усиливает впечатление страха, угрозы, исходящие от дикой природы)

– Какие литературные тропы использует Гончаров для создания такого образа природы?

– Какие из них основаны на переносном значении слов?

Защита презентации “Изобразительно– выразительные средства языка”

Приложение 4.

Эпитеты – необозримая пелена вод, бесконечная картина, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное содержание, зловещие голоса, дикий зверь)

Сравнения (безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся... Они (горы и пропасти) грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя...)

Олицетворения (рев валов, валы твердят свою песнь, в которой слышится стон и жалобы будто обреченного на муку чудовища, да чьи-то пронзительные, зловещие голоса, вопли природы, небо... отступилось от людей)

– Найдите примеры использования градации в этом тексте?

(Море наводит грусть – хочется плакать – сердце смущается робостью; ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины)

Учитель:

Принцип градации может использоваться и при построении текста, то есть он может быть композиционным приемом. Можно ли сказать, что композиция данного текста построена на приеме градации?

Чтобы ответить на этот вопрос, найдем ключевые слова эпизода.

Защита презентации “Субъективные и объективные ключевые слова эпизода” Приложение 2.

Почему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовки) выбирает море, горы, пропасти?

(Море, горы, пропасти – это излюбленные образы романтической литературы, связанные в романтизме с такими понятиями, как вечная неуспокоенность, борьба, стремление к свободе, к преодолению обыденности, одиночеству. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой)

Защита презентации– теста по роману И.А.Гончарова “Обломов” Приложение 3.

Творческое задание: Мое впечатление от начала главы “Сон Обломова”

Обобщение: Вернемся к эпиграфу нашего урока. Мы доказали с вами правильность слов Белинского…

Существуют и другие справедливые высказывания о языке Гончарова. Приведу слова Булаховского “Язык романа прост без опрощенности и сниженности, полон и красив без погони за украшенностью, точен в передаче авторской мысли”