Урок физики "Производство электрической энергии"

Разделы: Физика


Цели урока:

Образовательная: знакомство обучающихся с традиционными и нетрадиционными способами производства электрической энергии, изучение преимуществ и недостатков каждого вида производства и перспектив их развития.

Развивающие: развитие навыков работы с дополнительной литературой, развитие монологической речи

Воспитательные: формирование экологической культуры и познавательного интереса к физике и экологии.

ПЛАН УРОКА

Этап Содержание этапа Время
1. Организационный Сообщение темы и цели урока 2 мин
2. Изучение нового материала. Выступления обучающихся с сообщениями; заполнение таблиц №1 и №2 20 мин
3. Закрепление изученного материала Решение задач с экологическим содержанием 13 мин
4. Подведение итогов урока. Обсуждение таблицы №2 5 мин.

Ход урока

Развитие индустриального общества опирается на постоянно растущий уровень производства и потребления различных видов энергии. Особое место среди них занимает электроэнергия. Если удвоение потребления энергии в мире происходит примерно за 25 лет, то удвоение потребления электроэнергии происходит в среднем за 10 лет.

Вопрос: С чем связано такое широкое распространение электроэнергии?

Ответ: Электрическая энергия имеет ряд преимуществ перед другими видами энергии.

Слайд №1 (смотрите приложение 1)

1. Её можно без больших потерь передавать на большие расстояния.
2. Просто и с высоким КПД трансформируется от одного напряжения к другому.
3. Легко превращается в другие виды энергии.
4. Легко дробится на любые порции.
5. Не наносит вреда окружающей среде.

Сегодня на уроке мы познакомимся с традиционными и нетрадиционными способами производства электрической энергии, рассмотрим преимущества и недостатки каждого вида производства и обсудим перспективы развития электроэнергетики.

Тема урока: Производство электрической энергии.

Слайд №2

Для производства электрической энергии строят специальные сооружения – электростанции. Мы знаем, что из ничего электрическую энергию не получить, т.к. согласно закону сохранения энергии энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает бесследно, она лишь переходит из одной формы в другую. Поэтому для производства электрической энергии требуется какой-то другой вид энергии. Электростанции, в зависимости от того, какой вид энергии они превращают в электрическую, подразделяются на тепловые, атомные и гидравлические.

Российская энергетика сегодня – это 600 тепловых, 100 гидравлических и 10 атомных электростанций.

Сейчас мы послушаем сообщения о том, что положено в основу производства электроэнергии.

Темы сообщений:

Слайд №3.

1. Производство электрической энергии на ТЭС.
2. Производство электрической энергии на АЭС.
3. Производство электрической энергии на ГЭС.
4. Нетрадиционные источники энергии.

План сообщений на слайде №4. Во время сообщений заполняем таблицу №1 на доске и таблицу №2 самостоятельно в тетради.

Сообщение №1.

При сжигании ископаемых углей и нефти ежегодно образуется до 400 млн.т. сернистого газа и окислов азота, т.е. около 70 кг вредных веществ на каждого жителя Земли в год.

Сообщение №2.

При “сжигании” 1г урана в ядерном реакторе выделяется такая же энергия, как и при сжигании 20т каменного угля.

Сообщение №3.

Сообщение №4.

Каждую секунду наша планета получает около 50млрд кВт·ч солнечной энергии, что соответствует мощности 150млн крупных электростанций.

Для удовлетворения всех энергетических потребностей человечества хватило бы 0, 005% доходящей до Земли солнечной энергии.

Дополнения к сообщениям слайд №5.

Таблица №1 (заполняется на доске обучающимися, которые выступают с сообщениями)

Слайд №6

Вид пр-ва Источник энергии Доля в мире Доля в России кпд
ТЭС Внутренняя энергия топлива (уголь, нефть, газ). 86% 75% 30-40%
АЭС Энергия деления тяжёлых атомных ядер (уран, плутоний) 6% 6% 25%
ГЭС Потенциальная энергия падающей воды. 7% 17% 70%
Нетрадиционные источники энергии – солнечная энергия;
– энергия ветра;
– геотермальная энергия;
– энергия приливов и отливов
1% 1% 10-20%

Таблица №2 (заполняется обучающимися в тетради самостоятельно во время сообщений).

Вид производства Достоинства Недостатки
ТЭС 1. Относительное свободное размещение, связанное с широким распространением топливных ресурсов в России.

2. Способность вырабатывать энергию без сезонных колебаний.

1. Низкий КПД

2. Топливные ресурсы планеты ограничены.

3. Неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

АЭС 1. Не образуются оксиды, провоцирующие образование кислотных дождей и усиление парникового эффекта.

2. простота эксплуатации.

3. Отсутствие загрязнения окружающей среды.

1. Возможность крупномасштабного радиационного заражения в случае аварии.

2. Необходимость захоронения р/а отходов.

3. Вывод устаревших станций их эксплуатации.

ГЭС 1. Вода – возобновляемый источник энергии.

2. простота эксплуатации.

3. Отсутствие загрязнения окружающей среды.

1. Несвободное размещение.

2. Сезонные колебания производства.

3. Плотины и водохранилища выводят из оборота затопляемые земли, влияют на качество воды и рыбные запасы.

Нетрадиционные источники энергии 1. Возобновляемость ресурсов 1. Рассеянность энергоресурсов.

2. Высокая себестоимость.

3. Ветроустановки производят много шума, их вращающиеся металлические лопасти вызывают помехи для приема телевизионных сигналов и губят птиц.

4. Использование геотермальных установок приводит к тепловому загрязнению.

ЗАДАЧИ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Слайд №7

1. Определите толщину пленки нефти, разлитой на поверхности воды, если 5г нефти разливаются пленкой площадью 50м2. Какова площадь поверхности воды, покрытой нефтяной пленкой, если в воду вылили 5т нефти?

(1,25 . 10-7 м, 5.107 м2).

2. Рассчитать среднюю мощность солнечной электростанции площадью 23х23 км2, если КПД фотопреобразователей 20%, а средняя плотность потока солнечной энергии П=200Вт\м2.

Р=21 млн. кВт.

Этот пример показывает, что с площади 23х23 км2 можно получить такую же мощность электроэнергии, какую дают все атомные электростанции России.

3. Почему тепловое загрязнение водоемов (сброс подогретой на ТЭС воды) приводит к гибели рыбы?

С повышением температуры в воде уменьшается содержание кислорода.

4. Почему накопление в атмосфере углекислого газа приводит к парниковому эффекту?

Слой углекислого газа пропускает видимые лучи, но не пропускает тепловые.

Анализируем таблицу №2.

Вопрос:

Каковы, по вашему мнению, перспективы развития каждого вида производства электрической энергии?

Ответ:

По мнению учёных в основе энергетики ближайшего будущего по-прежнему останется теплоэнергетика на не возобновляемых ресурсах. Но структура её изменится. Должно сократиться использование нефти. Существенно возрастёт производство электроэнергии на атомных электростанциях. Начнётся использование гигантских запасов дешёвых углей, например, в Кузнецком, Канско-Ачинском, Экибастузском бассейнах. Широко будет применяться природный газ. К сожалению, запасы нефти, газа, угля отнюдь не бесконечны. Конечны и запасы ядерного топлива.

Экономия энергии открывает не меньше возможностей, чем освоение новых источников энергии. Для избежания экономического кризиса выход один – экономить всеми способами, начиная с устранения щелей в окнах, выключения ненужных ламп, пользования душем вместо ванны, вентилятором вместо кондиционера, автобусом вместо собственного автомобиля, созданием более эффективных устройств, машин, автомобилей, предприятий.

Подведение итогов урока: т.о. сегодня на уроке мы рассмотрели различные виды производства электрической энергии, обсудили преимущества и недостатки каждого вида и перспективы их развития.

Презентация