Мотивация учебной деятельности учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Тема:

Икона в искусстве

Цель:

Разобраться и понять, что собой представляет икона, ее характерные черты, особенности и отличия от станковой живописи.

Мотивация:

Развитие эстетических чувств, эмоциональной сферы, познавательного интереса учащегося.

Оборудование:

На доске: число, тема.

На партах: папки, состоящие из шести листов с заданиями (приложение 1).

На двери: “метеокарта урока” (приложение 3).

На столе учителя: набор рисунков для “метеокарты”.

На полке: выставка дополнительной литературы по теме (приложение 2).

Мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

– На сегодняшнем уроке нам нужно постараться понять, что собой представляет икона, каковы ее характерные черты, особенности и отличия, так как для нас это очень важно в культурно-историческом плане.

II. Содержательная рефлексия:

– У каждого из вас на парте лежит папка, в которой находятся шесть пронумерованных листов. Возьмите лист №2 (приложение 1), напишите на нем, что вы хотите для себя лично узнать на уроке. А теперь переверните лист с записью вниз и отложите на край стола.

III. Реализация цели:

1. Работа над вопросами

– Для того чтобы реализовать цель урока, нам необходимо поставить ряд вопросов, на которые вы хотели бы найти ответы (вопросы задают учащиеся, учитель выделяет основные и ученики записывают их в тетрадь:

а) Что означает слово “икона”?

б) Кого изображают на иконах?

в) Как понять икону?

г) Каковы правила написания икон?

д) В чем выражается внешнее отличие иконы от картины?)

– Подумайте и ответьте, с чем или с кем у вас ассоциируется слово “икона”? (ответ учитель может начать с себя)

2. Уяснение знаний

– А теперь нам необходимо выяснить, что же это слово означает. Толкование данного слова нам даст ученик, который заранее получил задание и нашел объяснение слову “икона” в толковом словаре (ученик дает толкование слова, а учитель выводит его на экран) (презентация, слайд 2).

– Запишите значение слова “икона” в тетрадь.

– Иконопись появилась на Руси в XI веке и пришла к нам из Византии с христианством. Икона – изображение. Кого же изображают на иконах? (учащиеся отвечают на вопрос, учитель подводит итог, показывая иконы, учащиеся делают запись в тетради) (презентация, слайды 3-7).

– Икона – это изображение священное, поскольку имеет не только визуально-познавательную функцию, но и молитвенную. В богослужении почитается более двухсот чудотворных икон.

3. Этап формирования критического мышления

– На вопросы в) и г), записанные в тетради, вы найдете ответы в розданных вам статьях на листке №3 (приложение 1). Задание: читайте статьи с карандашом, делая на полях пометки такие, которые есть в таблице на листке №4 (“+”, “V”, “?”, “-”) (приложение 1).

– Итак, что вы сами узнали из статьи? Что вы хотели бы узнать еще? Что противоречит вашим представлениям? (учитель показывает выставку книг, в которых более подробно говорится на данную тему (приложение 2)

– А теперь внесите свои ответы в таблицу на листок №4 (таблица заполняется на уровне опорных слов и словосочетаний) (приложение 1). Все, что вы не успели записать, допишите дома, так как данную статью каждый из вас берет с собой (“плюс” этого вида работы состоит в том, что со статьей ученик работает трижды: 1) самостоятельное чтение; 2) работа с таблицей; 3) домашняя работа с текстом).

4. Работа по методике “Мудрые совы” (приложение 1) (“плюс” этой методики в том, что рассказ учителя слушается в два раза внимательнее, так как все ожидают ответа на свой индивидуальный вопрос)

– Обратимся к двум последним вопросам г) и д), записанным в тетради. Возьмите листок №5 (приложение 1). Каждому из вас достался какой-то один вопрос. Теперь я буду рассказывать вам об основных элементах иконографии, а вы постарайтесь найти в моем рассказе ответ на свой единственный вопрос.

– Итак, каковы же правила написания иконы?

Существуют основные элементы иконографии Спасителя (презентация, слайд 8):

1) Нимб – символ святости, сияния божественного света, с вписанным крестом – только на иконах Спасителя.

2) Гиматий – верхняя одежда в виде плаща (в основном синего цвета).

3) Хитон – нижняя одежда в виде рубахи (в основном красного цвета).

4) Клав – нашивная вертикальная полоса на хитоне – символ чистоты и совершенства.

5) Книга – (может быть изображен свиток) – раскрытая книга содержит цитату из Святого Писания.

6) Надпись IC XC – сокращенное именование Спасителя.

Основные элементы иконографии Богородицы (презентация, слайд 9):

1) Нимб – без креста.

2) Мафорий – накидка в виде плаща.

3) Звезды на мафории – символ непорочности и символ Святой Троицы.

4) Поручи – символ сослужения всей Церкви в лице Богородицы Христу.

5) Надпись MP OY – сокращенно “Матерь Бога”, IC XC – сокращенно “Спаситель”.

– В чем же выражается внешнее отличие иконы от картины? (презентация, слайды 10-11) Рассмотрите репродукции картин и икон и попробуйте ответить на данный вопрос.

5. Коллективная работа по составлению таблицы “Отличия иконы от картины”(презентация, слайд 12-13)

Икона

Картина

1) условность изображения: деформированные, вытянутые формы (важна идея);

1) торжество телесности: соблюдаются пропорции в изображении человека;

2) характерна обратная перспектива: точка схода не в глубине иконы, а в человеке, перед ней стоящем;

2) прямая перспектива (есть передний план, задний план);

3) отсутствие внешнего источника света, свет исходит от ликов и фигур – символ святости;

3) есть светотени;

4) свет – символ

4) цвет – средство для создания колорита картины;

5) единовременность изображения: все события изображаются сразу.

5) изображается какой-либо один момент.

Вывод:

Икона – веха на пути спасения души человека

Картина – веха на пути эстетического становления человека

6. Тестовый контроль

– Возьмите лист №6 (приложение 1) и постарайтесь дать правильные ответы на вопросы данного теста (ответы озвучиваются, за этот вид работы оценки не ставятся; на следующем уроке можно дать в качестве контроля более сложный тест).

IV. Содержательная рефлексия (завершение)

– Возьмите лист №2 (приложение 1) с целью, поставленной вами в начале урока. Получили ли ответы на свои вопросы, достигли ли поставленной цели? (ответы озвучиваются по желанию).

V. Эмоциональная рефлексия

– Перед вами “метеокарта урока” (приложение 3), которая поможет нам поделиться своим настроением. Подойдите к столу, выберите рисунок, который соответствует вашему настроению на данный момент и наклейте на нашу “метеокарту” (“метеокарта” может располагаться на доске или двери, учитель может начать с себя, например: “Я своей цели достигла, потому что мне помогла ваша активность, поэтому мое настроение соответствует рисунку “улыбающееся солнышко”).

VI. Домашнее задание.

1. Завершить работу над статьей и таблицей.
2. Те, кого особенно заинтересовала данная тема, могут написать реферат, используя предложенную дополнительную литературу.