Анализ учебной работы за 2008–2009 учебный год

Разделы: Администрирование школы


Проблема школы: реализация прав ребенка на получение образования в соответствии со склонностями, особенностями и интересами, обеспечение развития ребенка в условиях сельской школы.

На 2008-2009 учебный год были определены следующие задачи:

  1. Вести систематическую работу по анализу качества и результатов обучения учащихся, по изучению реальных учебных возможностей школьников с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
  2. Направить всю методическую работу школы на создание среды, обеспечивающей доступность качественного образования, условия для более качественного усвоения учащимися государственных программ.
  3. Продолжить работу по освоению здоровьесберегающих технологий в обучении учащихся всех возрастных групп.
  4. Более целенаправленно вести работу по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и интеллектуальным марафонам.
  5. Обеспечить благоприятные условия для организации предпрофильного обучения.
  6. Привлекать родителей к сотрудничеству через различные формы и методы работы с семьей.

Для успешного решения всех задач в учебном плане включены:

  • Факультативы во 2-4-х классах: “Школа здоровья”, “Информатика в играх и задачах”;
  • групповые занятия в 5-9-х классах: “Развитие творческих способностей”, “Математика” “Русское правописание”, “Право и политика”;
  • предметные кружки: “Счастливый английский”, “Природа”, “Юный корреспондент”, “Юные пожарные”, “Светофор”, “Экология”, “Краеведение”, “Историческое краеведение”, “Школа орфографии”;
  • спортивные секции: спортивные игры, волейбол, баскетбол, ОФП.

В соответствии с результатами обучения за 2007-2008 учебный год и учитывая задачи, поставленные на 2008-2009 учебный год, был четко спланирован внутришкольный контроль.

Вся проделанная работа привела к следующим результатам:

Выполнение учебных программ

Программно-методическое обеспечение позволило в полном объеме реализовать учебный план.

В текущем учебном году обучение организовано по типовым общеобразовательным программам, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации, типовым адаптированным программам.

Календарно-тематическое планирование учителей разработано в соответствии с содержанием учебных программ по изучаемым предметам общеобразовательного цикла и утверждено директором школы.

Расписание учебных занятий составлено с учетом целесообразности воспитательно-образовательного процесса, создания необходимых условий для обучающихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики работоспособности. При анализе соответствия расписания учебному плану выявлено: расписание учебных занятий включает в себя все образовательные компоненты, представленные в учебном плане школы; включает расписание факультативных и групповых занятий.

Оценка реализации учебных программ, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по всем предметам, федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью.

Итоги 2008-2009 учебного года

На конец 2008-2009 учебного года в школе обучалось 102 ученика. Из них в 1-4-х классах – 56 учеников, в 5–9-х классах – 46 учеников.

Аттестовано 89 учеников (1-й класс – 13 чел. – не аттестовывается). Успешно окончили учебный год 88 обучающихся, на “4” и “5” – 30. В начальной школе обучались 56 учеников, из них 54 успешно переведены в следующий класс. 1 ученику первого класса рекомендовано обучение в 1-м классе по программе специальной коррекционной школы VIII вида (заключение № 87 от 15.05.2009 года районной психолого-медико-педагогической комиссии), 1 обучающемуся 3-го класса рекомендовано индивидуальное обучение в 4-м классе по программе коррекционной школы VII вида (заключение Кемеровской областной психолого-медико-педагогической комиссии от 09.06.2009 года).

На “4” и “5” окончили 2-4-е классы 34,9% обучающихся (15 чел.).

В 5-9-х классах в 2008-2009 учебном году обучалось 46 учеников, все успешно окончили учебный год и переведены в следующий класс. На “4” и “5” обучается 32,6% учеников (15 чел.).

В целом по школе общая успеваемость составила 98,9%, качественная – 33,7%, что на 4,3% ниже результатов 2007-2008 учебного года. Проанализировав причины, пришли к выводу, что качественная успеваемость снизилась в связи с тем, что в течение учебного года выбыли ученики, обучающиеся на “4” и “5”: во 2-м классе – 1 чел, в 5-м классе – 1 чел., в 6-м классе – 2 чел, в 7-м классе – 1 чел.

12 обучающихся 9-го класса успешно выдержали итоговую аттестацию и получили документ об основном (общем) образовании, в том числе на “4” и “5” окончили учебный год 6 чел. (50%).

Распределение учащихся в кружках, секциях по интересам

Название кружка, секции

Количество

% от общего количества учащихся

“Веселый карандаш”

12

11,8%

“Юные пожарные”

15

14,7%

“Светофор”

10

9,8%

“Природа”

12

11,8%

“Экология”

12

11,8%

Краеведение

12

11,8%

Драматический

15

14,7%

Счастливый английский

15

14,7%

Историческое краеведение

10

9,8%

Юный корреспондент

15

14,7%

Спортивные игры

15

14,7%

ОФП

12

11,8%

Волейбол

15

14,7%

Баскетбол

15

14,7%

Юный книголюб

12

11,8%

Школа орфографии

11

10,8%

Бумажная пластика

15

14,7%

Вокальный

15

14,7%

Умелые руки

15

14,7%

Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод, что каждый ученик в среднем посещает 2 кружка (секции), в целом этими видами деятельности охвачены 100% обучающихся.

В 2008-2009 учебном году по плану внутришкольного контроля были проведены следующие административные работы:

  • проверка техники чтения в 1-4-х классах в декабре и мае;
  • контрольные диктанты по русскому языку и математике по итогам I и II полугодий 2008-2009 учебного года;
  • срезы знаний во 2-9-х классах по предметам:   русский язык, математика, литература, история, география, физика, природоведение, химия, ОБЖ (в октябре и марте).

Все работы проанализированы, в результате чего выявлены недостатки, установлены причины, учителям-предметникам рекомендовано составить план их ликвидации.

АНАЛИЗ

качественной успеваемости по основным предметам
1-4(5)-х классов за 2008-2009 учебный год
в сравнении с предыдущим (в %)

Класс

Учитель

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

Класс

Учитель

Р.яз

Лит. чт

Мат.

Р.яз.

Лит.чт.

Мат.

 
         

н/а

н/а

н/а

1

Меркулова Е.В.

1

Шумейко Л.В.

н/а

н/а

н/а

38,9

77,8

33,3

2

Шумейко Л.В.

2

Сайженкова И.П.

61

100

61,5

38,5

84,6

53,8

3

Сайженкова И.П.

3

Касицкая А.И.

38,5

69,2

61,5

50

66,7

50

4

Сергеева В.Л.

4

Меркулова Е.В.

41,7

58,3

50

25

36,4

63,6

5

Кузьмина Н.О.

Анализ качественной успеваемости по русскому языку, литературному чтению, математике в 1-4(5)-х классах показал, что в сравнении с 2007-2008 учебным годом качественная успеваемость по русскому языку повысилась в 4-м классе на 11,5%, снизилась – в 3-м классе – на 22,5% и в 5-м – на 16,7%; по литературному чтению снизилась в 3-м классе – на 15,4%, в 4-м классе – на 2,5%, в 5-м классе – на 21,9%; по математике качественная успеваемость повысилась в 5-м классе на 13,6%, снизилась в 3-м – на 7,7% и в 4-м – на 11,5%.

Анализ уровня знаний и умений учеников 1-го класса показал, что из 13 обучающихся с программой справились 12 (92,3%).

АНАЛИЗ

качественной успеваемости по основным предметам
в % обучающихся 6-го класса

Класс

Учебный год

Русский язык

Лите-ратура

Математика

Всеобщая история

История России

Обществознание

Классный руководитель

5

2007-2008

50

100

83

100

   

Кузьмина Н.О.

6

2008-2009

0

100

0

100

100

100

Кузьмина Н.О.

   

Природоведение

Биология

Английский язык

География

       

5

2007-2008

 

100

100

     

Кузьмина Н.О..

6

2008-2009

100

100

100

     

Кузьмина Н.О.

Сравнительный анализ показал, что в сравнении с 2007-2008 учебным годом качественная успеваемость в 6-м классе снизилась по русскому языку на 50%, по математике – на 83%, осталась на прежнем уровне по литературе, всеобщей истории английскому языку. Снижение по русскому языку и математике обусловлено тем, что в 6-м классе выбыли все ученики, обучающиеся на “4” и “5”.

АНАЛИЗ

качественной успеваемости по основным предметам
в % обучающихся 7-го класса

Класс

Учебный год

Русский язык

Лите-ратура

Англ. язык

Математика

Информатика

Всеобщая история

Классный руководитель

6

2007-2008

41,7

50

50

41,7

 

50

Сергеева В.Л.

7

2008-2009

45,5

45,5

45,5

А – 36,4

Г..-36,4

54,5

45,5

Бояринова Е.Н.

   

История России

Биология

География

Физика

     

6

2007-2008

58,3

66,7

58,3

     

Сергеева В.Л.

7

2008-2009

63,6

81,8

72,7

63,6

   

Бояринова Е.Н.

Анализ результатов показал, что в сравнении с 2007-2008 учебным годом в 2008-2009 учебном году качественная успеваемость в 7-м классе повысилась по русскому языку на 3,8%, истории России – на 5,3%, биологии – на 15,1%, географии – на 14,4%: снизилась по литературе, английскому языку, всеобщей истории – на 4,5%.

АНАЛИЗ

качественной успеваемости по основным предметам
в % обучающихся 8-го класса

Класс

Учебный год

Русский язык

Литература

Англ. язык

Алгебра

Геометрия

Информатика

Всеобщ. история

Классный руководитель

7

2007-2008

36,4

45,5

36,4

27,3

9,1

36,4

45,5

Михайлова С.В.

8

2008-2009

20

30

30

40

30

40

60

Штраус Н.А.

   

ИсторияРоссии

Биоло-гия

Общест-вознание

География

Физика

Химия

Черче-ние

 

5

2007-2008

54,5

45,5

 

54,5

81,8

   

Михайлова С.В.

6

2008-2009

40

60

70

50

80

50

50

Штраус Н.А.

Из таблицы видно, что в сравнении с 2007-2008 учебным годом в 2008-2009 учебном году качественная успеваемость в 8-м классе повысилась: по алгебре – на 12,7%, геометрии – на 20,9%, информатике – на 5,6%, всеобщей истории – на 14,5%, биологии – на 4,5%. Снизилась: по русскому языку – на 16,4%, литературе – на 15,5%, английскому языку – на 6,4%, географии – на 4,5%, физике – на 1,8%.

АНАЛИЗ

качественной успеваемости по основным предметам
в % обучающихся 9-го класса

Класс

Учебный год

Русский язык

Литература

Англ. язык

Алгебра

Геометрия

Информатика

Всеобщая история

Классный руководитель

7

2007-2008

83,3

91,7

75

50

58,3

83,3

83,3

Шульжик А.И.

8

2008-2009

75

75

75

50

75

66,7

83,3

Шульжик А.И.

   

История России

Биоло-гия

Общест-вознание

Геогра-фия

Физика

Химия

Черчение

 

5

2007-2008

83,3

100

91,7

83,3

91,7

66,7

83,3

Шульжик А.И.

6

2008-2009

83,3

83,3

100

83,3

83,3

83,3

66,7

Шульжик А.И.

Анализ показал, что в сравнении с 2007-2008 учебным годом в 2008-2009 учебном году качественная успеваемость в 9-м классе повысилась: по геометрии – на 16,7%, по обществознанию – на 8,3%, по химии – на 16,6%. Снизилась: по русскому языку – на 8,3%, литературе – на 16,7%, информатике – на 16,6%, биологии – на 16,7%, по физике – на 8,4%, по черчению – на 16,6%. Качественная успеваемость по английскому языку, алгебре, всеобщей истории, истории России, географии осталась прежней.

Сравнительная диаграмма качественной успеваемости во 2-9-м классах за 3 года

Из диаграммы видно, что качественная успеваемость в 2008-2009 учебном году повысилась в сравнении с 2006-2007 учебным годом на 5,8% и снизилась на 4,3% в сравнении с предыдущим годом. Причина снижения – выбытие из школы учеников, обучающихся на “4” и “5”.

Выводы: общая и качественная успеваемость в сравнении с предыдущим учебным годом снизилась. Лучший результат в 2008-2009 учебном году показали: на I ступени – обучающиеся 4-го класса (классный руководитель: Сергеева В.Л.), на II ступени – обучающиеся 9-го класса (классный руководитель: Шульжик А.И.).

Рекомендации: всем классным руководителям и учителям предметникам продумать систему работы по повышению общей и качественной успеваемости, разнообразить формы работы с обучающимися, мотивированными на учебу.

Итоги работы с обучающимися, мотивированными на учебу

В МОУ “Плотниковская оош” регулярно отслеживается уровень обученности школьников, мотивированных на учебу, на предметных олимпиадах. В 2008 – 2009 учебном году в школе проводились олимпиады по всем основным предметам.. По русскому языку приняли участие в олимпиаде на базе МОУ “Заринская сош имени М.Е. Аверина”; ученик 9-го класса Федоров Андрей (учитель: Морозова И.В.) занял I место, ученица 8-го класса Паниклева Олеся (учитель: Бояринова Е.Н.) – III. Федоров Андрей принял участие в районном этапе олимпиады по русскому языку и занял II место.

Ученицы 3-го класса Головнина Татьяна и Большанина Людмила приняли участие во Всероссийском конкурсе “Первые шаги” (проект “Размножение сенполий”), награждены дипломом за II место (подготовили: Шульжик А.И., учитель технологии, и Сайженкова И.П., учитель начальных классов).

В целом подготовка обучающихся, мотивированных на учебу, ведется не всеми учителями школы на высоком уровне. Следует в дальнейшем организовать целенаправленную работу учителей с такими детьми через индивидуальный подход, групповые занятия, кружки, факультативы. Заместителю директора по УВР поставить работу с детьми, мотивированными на учебу, на контроль.

Анализ итогов работы школы за год позволили определить задачи школы на 2009-2010 учебный год:

  1. Повышать профессиональную компетентность учителя на основе освоения и внедрения современных педагогических технологий.
  2. Управлять содержательными и технологическими процессами школы через мониторинг деятельности учителя и обучающихся.
  3. Продолжить работу по обеспечению благоприятных условий для организации предпрофильного обучения.
  4. Вести целенаправленную работу по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам и интеллектуальным марафонам.
  5. Сохранять и укреплять здоровье учащихся путем формирования навыков здорового образа жизни.