Родительский дом – доброты причал. Час общения в 7-м классе

Разделы: Классное руководство


Цель: Помочь развитию умения оценивать себя и близких с точки зрения гуманистической морали.

Вдумаемся в эти слова – “Родительский дом”. Представим, что каждый из вас обладает волшебной палочкой, способной творить чудеса. С этой целью мы и проведем сегодня наше занятие. Каждый входит в свой дом с добрыми чувствами, со всей добротой, на которую способны ваше сердце и ум. У вас в руках волшебная палочка. Идите с ней и, дотрагиваясь до вещей и людей, изменяйте их по своему усмотрению. У вас на это 3 минуты.

Наше путешествие закончилось. Расскажите, как вы воспользовались волшебной палочкой?

А теперь волшебной палочкой прикоснемся к себе. Что с ее помощью вы хотели бы изменить в себе самом, таком, каким вы бываете дома?

Видите, с чем приходится сталкиваться: с вашей ленью, грубостью, несдержанностью, капризами, претензиями. Как нелегко это видеть вашим родителям. Как обидно им порой бывает! Как же этого избежать? Как сделать, чтобы в дом вы несли сердечное тепло, благодарность, искреннюю привязанность, участие и понимание.

Разберем ситуацию: Пришлось мне как – то долго ждать на переговорном пункте вызова. В стороне от всех сидела пожилая женщина. Во всей позе ее - ожидание. От каждого очередного вызова она вздрагивает - нет, не ее! – и снова застывает в напряженной готовности. Наконец:

- Архангельск! Третья кабина, побыстрей, пожалуйста! – дверца осталось неприкрытой и всем слышен голос:

- Володя! Володя! Это ты? Ну вот… Ну хорошо… Как ты там? Как Люся? Как детки? Здоровы? Как с работой?

Судя по тому, что вопросы следуют один за другим, ответы торопливы и односложны, что – нибудь вроде “ ничего, порядок, нормально”. Потом отвечала она - также односложно и торопливо: “Ничего – ничего, не волнуйся…” она остановилась и попросила дрогнувшим голосом: “ Ты напиши нам, как ты там”. С полминуты молчала, слушая, и виновато вставляя: “ ну да, ну да, я понимаю, некогда.… Ну, Димочку попроси, он уже большой. Да, да … и музыкальная, я понимаю…”. Уже положив трубку, она машинально говорит: “ Поцелуй всех”. Понимая, что сын ее уже не слышит, делает героические усилия, чтобы не расплакаться при посторонних, и только уже у самого выхода прижимает к глазам платок…

1. Какие чувства вызывает у вас равнодушие сына к матери? Как характеризует его невнимание к родителям?

2. В чем заключается его сыновний долг?

Еще из далекой древности ученый Фалес послал нам мудрое предостережение: “ Помните, дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями”. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас.

В одном стихотворении Александра Яшина герой спрашивает себя: “Чью старость ты утешил, кого осчастливил?”

А вы когда нибудь задавали себе такой вопрос?

А что бы вы ответили на него?

Давайте попробуем вместе провести небольшую исследовательскую работу и посмотрим, какие получатся результаты?

  • Запишите у себя в тетради Ф.И.О. бабушки и дедушки. Если их нет, то запишите того взрослого человека, которого считаете самым близким. Если у вас два дедушки и бабушки, запишите тех, с кем вы наиболее близки.
  • На следующей строке внизу напишите, где они работают или работали до пенсии.
  • День, месяц и год их рождения. Если год рождения определить трудно, напишите, сколько им лет.
  • Какое их любимое блюдо?
  • Любимая книга, песня?
  • За какой работой дома вы их видите чаще всего?
  • Как они проводят свой летний отдых?
  • Какие подарки дарят вам или что приятное стараются сделать для вас на день рождения и в праздник?
  • Что делают для вас или ради вас в повседневной жизни?

А теперь посмотрите на свои ответы. Кто ответил на все вопросы? На 7? 5? Меньше 5?

- О чем, как вы думаете, говорит количество ответов?

- Почему?

Подумайте, ребята, над этими ответами, сделайте выводы.

Посмотрите, на что и на кого направлены внимание, забота, интересы ваших бабушек и дедушек? В повседневной жизни старшее поколение отдает себя, свои душевные силы, сердце, тепло семье, детям и внукам, жертвуют временем, удобствами, здоровьем ради них. В сочувствии, добросердечном внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки, уже старые, часто немощные. Цените их. Эти люди, давшие жизнь вашим родителям вынесли много испытаний и выстояли в них.

Рассмотрим ситуацию:

Когда Юля была маленькой, ей нравилось сидеть у бабушки на коленях. Бабушка гладила ее по голове и говорила: “Ты у меня самая красивая”.

Однажды Юля навырезала из маминого платья много-много цветочков. Мама рассердилась и хотела поставить ее в угол. Но бабушка сказала: “Не смей трогать ребенка!” и мама не посмела.

Юля рассказывает, что бабушка очень трудолюбива. Ей уже 80 лет, а она целый день работает. Утром Юля еще спит, а бабушка уже завтрак готовит. Обувь Юлину с вечера моет. Даже кровать заправляет. “Подрастешь, - говорит, - еще наработаешься”. Любит Юля шутить над бабушкой. Когда та начинает искать под кроватью ее чулки и никак согнуться не может, Юля говорит ей: “Гимнастикой заниматься нужно, бабуленька!”.

Что в отношении к бабушке непонятно Юле? Какое отрицательное качество проявляется у Юли? Кто и как проявляет в этой ситуации снисходительность?

Действительно, в жизни именно старшие безмерно снисходительны к вам и многое прощают. Умеем ли мы понимать и быть благодарными за эту любовь старших? Очень хотелось бы, чтобы вы заново пересмотрели свое поведение и отношение к родным и близким. Будьте бережны и благодарны к мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Проявляйте по отношению к ним чуткость, тактичность, снисходительность к их забывчивости, рассеянности, навязчивой заботливости. Пусть атмосфера в ваших домах всегда будет душевной и теплой.