Факультативное занятие с использованием интернет-ресурсов по теме "Глобальное потепление климата — парниковый эффект" (11-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 11


Обучающая цель:

  • обеспечение знания учащимися сущности парникового эффекта, положительных и отрицательных последствий усиления эффекта, мерах снижения неблагоприятного влияния на окружающую среду;
  • обеспечение умений работать с информацией.

Задачи воспитания и развития:

  • содействовать воспитанию экологической культуры и личной ответственности за состояние экологии в регионе; привлекать внимание учащихся к экологической проблеме;
  • содействовать развитию умений работать с компьютером и INTERNET-ресурсами;
  • способствовать развитию умений работать в группе и нести личную и коллективную ответственность за её результаты;
  • создать условия для развития умений систематизировать, анализировать, сравнивать, структурировать информацию, выводы;
  • создать условия для развития умений учащихся слушать и слышать друг друга, аргументировать свою и групповую точки зрения.

Оборудование и учебные материалы: персональные ЭВМ, мультимедийный проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация (приложение 1), задания, карточки с изображением бабочки.

Ход урока

I этап урока: организационно-мотивирующий

Продолжительность: до 10 мин.

Задачи учителя на этапе: подготовить учащихся к работе на уроке. Определить тему, цели урока.

Деятельность учащихся: слушают и определяют тему занятия.

Деятельность учителя: создает условия для положительной мотивации учащихся.

Когда учащиеся входят в класс, то каждый из них выбирает себе с ромашки бабочку (крылышки бабочки закрыты) любого из четырех цветов (розовая, желтая, оранжевая, белая).

– Добрый день. Сегодня факультативное занятие мы проводим в кабинете информатики, так как нам необходимо получить информацию из INTERNET.

Откройте, пожалуйста, тетради для занятий, запишите число и оставьте место для того, чтобы в последствии записать тему. Так же в тетради вы будете помечать опорные слова, главные факты, записывать выводы, решать задачи.

Жизнь процветает на планете около четырех миллиардов лет. В течение этого времени колебания климата были радикальными, от ледникового периода; длившегося 10000 лет, до эпохи стремительного потепления. С каждым изменением определенное число видов жизненных форм изменялось, развивалось и выживало, другие ослабевали или просто вымирали.

Сейчас, как считают многие эксперты, человечество подвергает опасности мировую экологическую систему. В последнее время деятельность человека оказывает беспрецедентное по масштабам и интенсивности воздействие на окружающую среду и глобальные системы жизнеобеспечения.

Доказательство тому – одна из многих экологических проблем – глобальное потепление климата, и связывают его с таким явлением как парниковый эффект. (Приложение 1, слайд №1)

С одной стороны это естественный и сбалансированный процесс, но увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере ведет к усилению парникового эффекта.

Глобальное потепление грозит глобальными изменениями: неизбежное повышение уровня мирового океана в результате таяние материковых и горных ледников, морских льдов, теплового расширения вод океана. Такое потепление климата вызовет серьезные изменения экологических условий в тундре, в зонах «вечной мерзлоты», увеличится сезонное таяние грунтов, что создаст угрозу дорогам, строениям, коммуникациям. Изменение климата повлияет и на здоровье человека, возможно распространение многих видов заболеваний. Таков прогноз. (Приложение 1, слайды №3, 4)

…Но этого может и не быть. Климат на планете зависит от комбинации многих факторов, взаимодействующих друг с другом и в комплексных путях, которые ещё не до конца изучены. Возможно, что потепление, наблюдавшееся в течение прошлого столетия, произошло вследствие естественных колебаний, несмотря на то, что его скорости значительно превышали те, что наблюдались в течение последних веков. Более того, компьютерные симуляции могут быть неточными.

Среди ученых существует мнение, что за наследие сто лет среднегодовая температура поднялась на 0,3 – 0,6 °С.

Существует ещё одно мнение, что жизнедеятельность человека является основным фактором, который влияет на текущее повышение температуры на Земле.

Какую тему вы бы определили для рассмотрения на занятии? На какие вопросы вы бы хотели получить ответ? (Учащиеся определяют тему занятия, записывают ее в тетрадь). (Приложение 1, слайд №4)

Помогут нашей работе в поиске ответов на поставленные вопросы информационные ресурсы в Интернете, а для ее осуществления класс разбивается на группы по цвету бабочек, которые вы выбрали себе перед началом занятия.

Класс получает Задание №1, которое конкретизируется для каждой группы. (слайд №5, приложение 1)

– Итогом вашей работы, ребята, должно стать сообщение по теме вашего задания и мультимедийные слайды в его поддержку.

II этап. Самостоятельная работа в группе.

Продолжительность: 30 мин.

Задачи учителя на этапе. Углубление, расширение и систематизация знаний, формирование умений работать с информацией.

Деятельность учащихся: ведут поиск необходимой информации, систематизируют, сравнивают, анализируют, структурируют получаемый материал, работают как индивидуально, так и совместно в группе. Создают слайды для мультимедийной презентации. Возможен обмен информацией.

Деятельность учителя: организация работы в группах, по необходимости корректировка деятельности группы, индивидуально-групповое консультирование.

III этап. Обсуждение итогов работы.

Продолжительность: 5 мин.

Задачи учителя на этапе: проанализировать и сделать предварительно оценку деятельности групп; полученной информации.

Деятельность учащихся: краткий отчет о проделанной работе и подготовленном материале.

Деятельность учителя: организация деятельности, анализ работы.

IV этап: актуализация опорных знаний.

Продолжительность: 25 мин.

Задачи учителя на этапе: углубление, расширение и систематизация знаний о сущности парникового эффекта, положительных и отрицательных последствиях усиления эффекта. Содействовать воспитанию экологической культуры, привлечению внимания к экологической проблеме. Создание условий для развития умений учащихся слушать и слышать друг друга, аргументировать свою и групповую точки зрения: работать с получаемой информацией, анализировать ее, сравнивать; отвечать на вопросы.

Деятельность учащихся: представители групп докладывают классу о полученных результатах, излагают сущность своего вопроса, демонстрируют подготовленные слайды. Слушают и смотрят слайды, заполняют таблицу.

Деятельность учителя: организация работы учащихся. Подведение итогов.

Исходя из полученной информации можно сделать вывод: чем больше в атмосфере будет содержаться парниковых газов, тем больше тепла, отраженного земной поверхностью будет задерживаться, температура возрастет, начнутся необратимые процессы.

Каковы последствия усиления парникового эффекта?

На этот вопрос нам ответят учащиеся других групп. А всем предлагается Задание №2 (Приложение 1, слайд №6)

По итогам выступления групп и материалам оформленной таблицы проводится беседа по следующим вопросам:

  • Кто (что) страдает в большей степени из-за усиления парникового эффекта?
  • На кого (что) оказывает данное изменение положительный эффект?
  • Почему происходит усиление парникового эффекта? – Какова в этом роль человека? (Итогом работы учащихся стали слайды №7,8,9,10, приложение 1)

Чтобы определить насколько эффективна наша работа я вам предлагаю «Блеф-игру» (промежуточный контроль знания)

(Задается вопрос: «Верите ли вы что…?» Каждый в тетради за номером вопроса записывает ответы «да» или «нет». По окончанию игры даются правильные ответы, проводится самопроверка) (Приложение 1, слайды №11,12)

Учителем подводится итог игры.

Сильным загрязнителем воздуха является автотранспорт. Доля его в загрязнении атмосферы продуктами сгорания показана в таблице №1 «Объемы выбросов продуктов сгорания». (Приложение 1, слайд №13)

Выбросы автомобильного транспорта существенно зависят от режима работы двигателя, качества используемого топлива. Обратите внимание на таблицу №2 «Состав выхлопных газов автомобиля». (Приложение 1, слайд №14)

Действительно: автомобиль – это химическая фабрика на колесах.

Посчитано, что за год эксплуатации усредненный автомобиль в течение года в атмосферу выбрасывает 1,5 т СО2, 0,15 т СО, 0,04 т NOх, 15 т углеводородов.

Учащимся предлагается задание № 3 (Приложение 1, слайд №15 )

Обсуждаются ответы, полученные после решения данных задач.

Учащимся предлагается ответить на следующий вопрос: какие меры можно принять, чтобы снизить неблагоприятное влияние автомобилей на окружающую среду?

Обобщение ответов производится с помощью (Приложение 1, слайда №16)

Учащимся предлагается следующее задание:

Задание № 4. Придумайте обращение, плакат, листовку, призыв к своим родителям, родственникам, друзьям – владельцам автотранспортных средств по снижению токсичности.

После выполнения организуется «мультивыставка» готового продукта (слайд № 17,18, приложение 1).

Анализируем представленные материалы.

«Следующие десять лет покажут, - говорит Тим Барнет, климатолог из Института океанографии Калифорнии; мы должны подождать этот срок, чтобы по-настоящему все увидеть» Согласны ли вы с этим мнением? (Выслушиваются ответы учащихся).

Я думаю, если человечество продолжит так безответственно вести себя по отношению к своей Планете, то неизвестно какими бедствиями это обернется. Нужна уже сегодня и сейчас ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде, как всех государств, так и каждого жителя Планеты. Она на всех у нас одна.

V этап: Рефлексия.

Продолжительность: 5 мин.

Задачи учителя: проанализировать и оценить успешность достижения цели, формирование интереса к экологическому аспекту предмета.

Деятельность учащихся: руководители групп оценивают работу каждого ученика в группе, учащиеся делятся своими впечатлениями о занятии.

Деятельность учителя: анализирует работу групп и класса в целом.

Слайд №19 (приложение 1)сменяется следующим (слайдом №20, приложение ) и последним, когда с экрана монитора «слетают бабочки» (учащиеся раскрывают крылышки, на крылышках которой они должны записать свои эмоции).

И в заключение занятия я хочу рассказать вам восточную притчу.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Все в твоих руках.

Все ваши жизненные обстоятельства находятся в ваших руках. И в любой момент времени у каждого из вас есть выбор – сжать ладони и уничтожить возможности или раскрыть их.

Возьмите, пожалуйста, в руки каждый свою бабочку, «разбудите» ее. Она, раскроет свои крылышки, а вы на них запишите свои мысли, чувства и эмоции, которые вызвало занятие и, уходя, прикрепите бабочку на ромашку. (На крылышках бабочки сделаны надписи: Самая спорная мысль занятия, Самая важная мысль занятия; Мои мысли, чувства, эмоции).

Материалы урока учащиеся могут получить на электронном носителе.