Урок "Второстепенные члены предложения. Определение"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Дать понятие определения.
  2. Сформировать умение находить определение в предложении.
  3. Воспитывать любовь и уважение к родному русскому языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. На доске эпиграф к уроку (записывается в тетрадь).

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
И.С. Тургенев.

– Сегодня наш урок русского языка я хочу начать со слов великого писателя, классика русской литературы И.С. Тургенева, с творчеством которого мы будем знакомиться чуть позже. О русском языке он говорил так….

– Какими словами Тургенев характеризует язык, на котором мы с вами говорим? (Великий, могучий, правдивый, свободный.)

– Какую роль сыграл русский язык в жизни писателя? (В тяжелые минуты его жизни он был для него поддержкой и опорой.)

– Продолжая мысль автора, я хочу сказать о том, что мы с вами должны любить и уважать русский язык хотя бы за то, что мы говорим на этом замечательном языке. При помощи него мы узнаем все больше нового и интересного. А на уроках русского языка мы с вами должны изучать наш родной язык. И сегодняшний урок не исключение. Мы продолжим изучение второстепенных членов предложения.

3. Проверка домашнего задания.

Три ученика на доске составляют предложении, используя данные в скобках с нужными предлогами в качестве дополнений.. Определить падеж.

Катя тревожилась (брат), переживала (он). Друзья особенно беспокоились (капитан), тревожились (он). Сами игроки были уверены (успех), не сомневались (он).

Все остальные ученики работают с учителем по вопросам.

  1. Что обозначает дополнение?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Какие слова предложения поясняет?
  4. Какими частями речи может быть выражено?

4. Работа над новым материалом.

Составить словосочетания со словами, записанными на доске. Указать главное и зависимое слова. Чем они выражены? Указать вид словосочетаний. Записать в тетрадь.

Интересная, книга; светлая, день; ясное, погода; широкая, горизонт; заячий, шубка.

  • Вопросы:

– Какая часть речи обозначает признак предмета?

– На какие вопросы отвечает?

– Сегодня мы с вами будем вести разговор о второстепенном члене предложения определении.

Определение.

Признак предмета или явления.
Обозначает определение.
Чей и какой – вопросы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

– Сделайте вывод, что вы узнали об определении?

  • Ребята, вы уже узнали, что определение обозначает признак предмета (или лица), отвечает на вопросы какой? который? чей? и подчеркивается волнистой линией. А сейчас мы с вами попробуем определить, какой член предложения поясняет определение. Разбор предложений.

Пришла долгожданная зима. Белым ковром покрылась земля. В кустах мелькнул лисий хвост (использовать вспомогательную карточку для разбора предложений).

Провести орфографическую работу.

  • Заполнение таблицы (раздается каждому ученику).

“Как определить второстепенный член предложения”.

  Члены предложения
Последовательность действий. Дополнение Определение Обстоятельство.
Установить, от какого слова зависит От глагола-сказуемого От существительного, которое оно поясняет  
Выяснить, что обозначает Предмет Признак предмета (или лица)  
Найти, на какой вопрос отвечает Вопросы косвенных падежей Какой? который? чей?  
Определить, чем выражен Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже. Чаще всего выражается именем прилагательным  
  • Используя данную таблицу, сделайте сообщение о том, что вы узнали об определении.
  • А сейчас вернемся к высказыванию И.С. Тургенева о русском языке и найдем в нем определения.

– Каков стиль предложения? (Художественный.) Художественный текст невозможно представить без определений, которые делают нашу речь точной, яркой, выразительной.

Многие из определений ярко и образно рисуют предмет, передают чувства, отношение автора к нему. Такие определения называются эпитетами.

– Запишем в тетрадь это определение.

  • Самостоятельная работа.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните известные вам члены предложения. Надпишите, чем они выражены.

Пришла осенн..я пора. Солнышко п..казывается редко. П..дул х..лодный ре..кий ветер. Он ..дувает последн… листья и разносит их по п..лям, по р..щам.

5. Домашнее задание: параграф 38, упр. 347.