Проект. Развитие экологической культуры младших школьников при изучении темы "Природные зоны нашей страны"

Разделы: Начальная школа


Содержание

Глава I. Теоретические основы развития экологической культуры младших школьников.
1.1. Социальная обусловленность развития экологической культуры.
1.2. Основные экологические идеи и содержание экологического образования.
1.3. Формы, методы и средства развития экологической культуры.
Глава II. Конструкты уроков по теме “Природные зоны нашей страны”.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Введение

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирование новой – экологической культуры. Но людей носителей экологической культуры очень мало. Причин этому несколько. Во-первых, экологические сведения, получаемые людьми из разнообразных источников средств массовой информации, носят крайне неупорядоченный, конъюнктивный и зачастую противоречивый характер; на этом фоне ощущается явный недостаток в доступной населению достоверной, научно обоснованной информации. Во-вторых, имеющаяся информация носит, как правило, либо узко утилитарный, бытовой характер (что можно и чего нельзя употреблять в пищу, как уберечься от радиоактивного облучения и прочее), либо, наоборот, совершенно не соотноситься с потребностями интересами людей, не способна удовлетворить запросы их практической деятельности. Таким образом, можно говорить о противоречии между необходимостью развития экологической культуры и отсутствием системы педагогических условий обеспечивающих получение экологического образования. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Возникает проблема – развитие экологической культуры населения и, прежде всего в наиболее сензитивном возрасте – младших школьников через экологическое образование в школе.

Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы – часть природы и целиком зависим от нее. Особое значение для формирования будущего экологического общества имеет экологизация образования. Под экологизацией образования понимается непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных экологических знаний, умений и навыков, формирующих экологическое сознание, культуру, ответственность за судьбу окружающего мира. Экологическое образование – это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и обществу, к человеку. В конечном счете, в ходе экологизации образования должно сформироваться новое общество, способное преодолеть кризис окружающей среды и обеспечить право каждого человека на благоприятные условия обитания. Таким образом, объект проектирования – развитие экологической культуры младших школьников.

Предмет – педагогические условия развития экологической культуры младших школьников при изучении темы “Природные зоны нашей страны” на уроках окружающего мира.

Основная цель – спроектировать условия для формирования экологической культуры младших школьников при изучении темы “Природные зоны нашей страны” на уроках окружающего мира.

Задачи проектирования:

  1. Изучить теоретические аспекты проблемы становления экологической культуры.
  2. Описать педагогические условия развития экологической культуры младших школьников.
  3. Выявить экологические связи в природе, влияние природы на состояние здоровья.
  4. Разработать конструкты уроков по разделу “Природные зоны нашей страны”.
  5. Апробация уроков.

Глава I. Теоретические основы развития экологической культуры младших школьников.

1.1. Социальная обусловленность развития экологической культуры.

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки направленной на потребительское, разрушающее и во многих случаях уничтожающее отношение человека к природе.

В современном мире на фоне безумного отношения к своим и окружающим нас жизням, когда без всякой нужды уничтожаются миллионы живых существ, основу современных отношений человека и природы должен составлять глубоко нравственный принцип устойчивого развития, который удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Сущность экологии хорошо отражают “законы”, сформулированные в популярной форме американским ученым Б. Коммонером:

“Все связано со всем –
Все куда-нибудь девается –
Все что-нибудь да стоит –
Природа знает лучше”.

Действительно, человек не родится с готовыми знаниями о природе, с развитым отношением к ней. Все знания, ценностные ориентации, убеждения и идеалы, а также умения и навыки человек приобретает в процессе образования. Потому формирование экологической культуры как специфической формы организации деятельности на основе знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в образовании. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не руководствоваться ими. Экологическая культура человека включает экологическое сознание и экологическое образование. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Если раньше для достижения этой цели система образования формировала человека-властелина природы, для которого мерилом всего было благополучие человека, то теперь необходим коренной пересмотр целей и способов образования. Система образования должна помочь человеку осознать свое место в мире и свою ответственность перед ним, решив экологические проблемы:

  1. Сохранение мест обитания живых организмов и природного окружения человека.
  2. Сохранение окружающей среды как среды жизнедеятельности человека.
  3. Сохранение условий жизни на планете Земля.

С принятием законов Российской Федерации “Об охране окружающей среды” и “Об образовании” созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (с учетом Декларации конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией) соответствующее постановление Правительства РФ возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Среди специалистов в области экологического образования в начальной школе также нет единого мнения как в отношении определения его целей, задач, так и выбора методики, форм организации. Экологическое образование в начальной школе реализуется, в основном через предметы естественнонаучного цикла. Итак, желаемым результатом и целью экологического образования является формирование экологической ответственности как осознания и осуществления ребенком своих прав и обязанностей избирать и реализовывать в конкретной ситуации оптимальный вариант поведения и деятельности.

Цель экологического образования в начальной школе: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Образование – это единый процесс обучения, воспитания и развития. Формирование экологической ответственности у младших школьников возможно посредством:

  • формирования положительного отношения к окружающей среде, чувства любви и привязанности к конкретным природным объектам, потребности общения с природой;
  • экологического обучения, то есть повышения информированности учащихся в сфере экологии;
  • непосредственной природоохранительной деятельности и соблюдения ребенком нравственно-экологических императивов в повседневной жизни и практике;
  • развития альтернативного и прогностического мышления, позволяющего в изменяющихся условиях принимать экологически оправданные решения.

1.2. Основные экологические идеи и содержание экологического образования.

Цель, задачи и принципы экологического образования реализуются через основные экологические идеи для начальной школы.

1. Природа – единое целое.

Целостное восприятие объекта – отражение целого во взаимоотношении его частей. Поэтому для восприятия целостности природы необходимо изучение ее частей – живой и неживой природы – в их взаимосвязях.

1.1. Связь между элементами неживой природы.

При изучении темы “Природные зоны нашей страны” устанавливаем связи между элементами неживой природы.

– между высотой солнцестояния и температурой;
– между облачностью и температурой;
– между температурой и характером осадков;
– между температурой и состоянием водоемов и почвы;
– между рельефом и направлением течения рек;
– между рельефом и климатом.

1.2. Специфика живого организма.

Младший школьник должен знать специфические свойства живых организмов (обмен веществ – питание; дыхание, выделение, рост и развитие, размножение, приспособленность к условиям среды, изменчивость, уникальность и неповторимость каждого организма), как условия и следствия связи организмов со средой. Именно благодаря своим специфическим свойствам организм связан со средой обитания. В план изучения каждой природной зоны включено, в частности, знакомство с видовым многообразием населяющих ее живых существ, а также раскрытие различных природных взаимосвязей. Это конкретные связи между неживой природой и организмами, между различными организмами. Таким образом, получает развитие идея экологической целостности природы.

1.3. Связи между элементами живой и неживой природы.

Живые организмы существуют только за счет связи с окружающей средой, в том числе с объектами неживой природы. Так рост, развитие, размножение возможно лишь как результат обмена веществ организма со средой. В обмене участвуют такие элементы неживой природы, как воздух, вода, минеральные вещества. Изменение состояния компонентов неживой природы отражается на состоянии объектов живой природы и проявляется, например, в сезонных изменениях живых организмов. Младшие школьники могут наблюдать эту взаимосвязь в изменениях внешнего вида (у растений и животных) и поведения (у животных) живых организмов вслед за изменениями в неживой природе. Изучение каждой природной зоны включено, в частности, знакомство с видовым многообразием населяющих ее живых существ, а также раскрытие различных природных взаимосвязей. Это конкретные связи между неживой природой и организмами, между различными организмами. Чтобы дети лучше запомнили характерных представителей живого мира каждой природной зоны, при работе с картой природных зон предполагается “населить” разные природные зоны соответствующими видами растений и животных с помощью фишек (см. Приложение 1). Работа с такими фишками вызывает большой интерес детей.

– Установить взаимосвязь живой природы и неживой, выявить, как приспособились животные к условиям изучаемой природной зоны. Например “Ледяная зона”: Как животные приспособились к сложным и суровым условиям Крайнего Севера? (см. Приложение 2) (Суровый климат – густая шерсть; толстый подкожный слой жира; живут только такие животные, для которых есть корм в ледяной зоне).

1.4. Связь между элементами живой природы.

В основе этой связи – специфические особенности живых организмов (потребность в питании – основа пищевых связей живых организмов). Проявление этой связи наблюдается в пищевых цепях. Пищевой цепью (или цепью питания) считают последовательный ряд видов живых организмов, в котором каждое предыдущее звено является пищей для последующего. Например: береза-лось-волк, злаки-мышь-лиса, растения-насекомое-синица-пустельга. Подтверждая идею об единстве человека с живой природой необходимо и человека включать в такие цепи питания: травянистые растения – лось – человек, пшеница – курица – человек. Что же касается экологических связей в природе, то можно составить цепи питания характерные для данной природной зоны. Учащиеся могут составлять их устно или с помощью графических и динамических моделей. Например: При изучении степей можно составить такую пищевую цепь: (см. Приложение № 3)

2. Экосистема – структурная часть природы.

Живые организмы распределены в пространстве не случайно, а в соответствии с определенной закономерностью – исходя из условий среды обитания и соответственно пищевым и пространственным взаимосвязям (олень живет в лесу, так как питается ягелем и приспособлен к условиям этой природной зоны). Сообщество живых существ и их среда обитания и называется экосистемой. Осознание младшими школьниками идеи происходит при изучении экосистем различных масштабов: от экосистемы пня, ствола гниющего дерева, лужи, к характерным экосистемам своей местности – леса, луга, водоема – и далее к экосистемам различных природных зон нашей страны – степи, тундры, леса, пустыни.

3. Природа – основа существования человека.

Человек, как и все живые организмы, нуждается для существования в определенных условиях среды: воде, воздухе, пище, температурном комфорте. Но человек имеет и другие потребности – в одежде, жилище, общении. Удовлетворение этих потребностей тоже идет за счет использования природы. Таким образом, природа для человека – среда обитания, предмет потребления, ресурс для производственной деятельности, источник творчества и красоты. Природа является для человека универсальной ценностью.

4. Человек изменяет природу в процессе своей деятельности.

Удовлетворение многих потребностей человека связано с природопользованием. Природопользование может иметь различные последствия для природы. Для понимания процесса изменения человеком природы в результате деятельности необходимо научить младших школьников оценивать состояние окружающей среды. Знакомство с многообразием и красотой России – лишь одна сторона изучаемого материала. Другая, принципиально важная – подробное изучение каждой природной зоны.

В Арктике – это растущее загрязнение северных морей, обеднение их рыбных запасов, сокращение численности редких птиц и зверей (см. Приложение 4).

В зоне тундры – загрязнение при добыче нефти и других полезных ископаемых, разрушение растительного покрова тундры вездеходами, перевыпас оленей на ягельниках и опять же гибель редких растений и животных (см. Приложение 5).

В лесной зоне наиболее драматично складывается, конечно же, отношения в системе “лес-человек”. Правила лесозаготовок вопиющим образом нарушаются. Не отвечающая современным экологическим требованиям техника, используемая лесозаготовителями, губит молодые деревья, подрост, верхний слой почвы. Значительная часть заготовленной древесины оказывается попросту брошенной (миллионы кубометров ежегодно!). Лесопосадки отстают от темпов лесозаготовки, причем из-за несоблюдения агротехники при закладке будущего леса и отсутствия затем дополнительного ухода около 1/3 посаженного просто гибнет (см. Приложение 6).

Трагична судьба степной зоны: здесь почти не осталось степей – распаханы! На волоске висит жизнь целого ряда видов степных растений и животных, ютящихся на уцелевших пяточках целины. Необъяснимое стремление распахать и эти уцелевшие “оазисы”, неумеренный выпас на них скота, следствием чего является прогрессирующее опустынивание – вот только некоторые проблемы этой природной зоны (см. Приложение 7).

Субтропики. Их неповторимая природа, лишенная необходимой охраны, все более деградирует, постепенно теряя замечательную флору и фауну, утрачивая не только красоту, но и свои оздоровительные свойства. Каждая из этих проблем имеет решение, и они тоже должны быть известны детям. Лучшим является такой вариант их раскрытия, когда на каждое разрушающее природу действие дети самостоятельно предлагают противодействие (решают экологическую задачу).

5. Охрана природы – насущная необходимость.

Воздействие человека на природу в процессе его деятельности приводит к изменению (чаще ухудшению) условий существования самого человека и других живых существ. Младшие школьники способны освоить охрану природы на уровне знания деятельности взрослых в этой области и собственной деятельности. Дети должны знать нормы и правила поведения в природе и соблюдать их. Объем этих знаний зависит от практической деятельности школьников в природе. Если дети бывают в лесу с целью сбора грибов и ягод, они должны знать правила сбора. На основе перечисленных знаний у младших школьников необходимо формировать определенные ценностные ориентации, добиваться отношения к природе как уникальной ценности для человека. Много здесь зависит от эмоциональности учителя и проявления им своего отношения к природе, своим ценностным ориентациям. Очень полезно для изучения экосистем тундры, степи и других зон будут знания, полученные многими учащимися из раздела “Что такое экология” в 3 классе (о прямых и косвенных связях, пищевой цепи, экологической пирамиде, экологических проблемах и экологических прогнозах). Изучая тему “Природные зоны нашей страны” и разрабатывая конструкты уроков, мною были поставлены следующие задачи:

  • создать у детей яркое представление об удивительном многообразии и впечатляющей красоте природы нашей России;
  • донести до сознания детей боль российской природы: Волги и Байкала, стонущих от загрязнения, снегов и льдов Севера, окрашенных кровью безжалостно убиваемых зверей и птиц; лесов, порубленных и бездарно разбазаренных. Скажем твердо и самим себе: без природы не будет России.
  • знакомя детей с природными зонами страны, будем раскрывать взаимосвязи, существующие в них; при этом, используя метод моделирования; показать, как важно сохранить и поддержать эти связи;
  • не имея возможности провести систематические наблюдения в природе, использовать личные впечатления учащихся и взрослых, бывших в каких-либо уголках России;
  • развивать воображение детей, предлагая задания творческого характера, позволяющие ребятам выразить в рисунке, макете, рассказе, сочинении то, как они представляют себе картины российской природы.

Уроки по данной теме можно спланировать следующим образом:

№ п/п Темы 4 кл. (1-4) Модели
1. Путешествие по России.  
2. Природные зоны нашей страны. Схема нагревания Земли, условные знаки природных зон.
3. В Арктике. Цепи питания, условные знаки экологических проблем в Арктике.
4. В тундре. Цепи питания, условные знаки экологических проблем в тундре, фишки с изображением живых существ.
5. В зоне лесов. Фишки с изображением лесных растений, цепи питания.
6. Лес и человек. Схема значения леса, условные знаки к правилам поведения в лесу и разведения костра.
7. В зоне степей. Цепи питания, условные знаки.
8. В пустыне. Фишки с изображением растений.
9. У Черного моря. Знаки к правилам поведения у Черного моря.
10. Природное равновесие. Таблица природного равновесия.

Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде, экологическая культура, говорит о том, что экологическое образования по своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов в начальной школе.

1.4. Формы, методы и средства развития экологической культуры.

Учебно-воспитательный процесс – это целостная система организации усвоения материала учебного предмета в школе. Система школьного естественнонаучного образования, исходя из принципа целостности обучения и воспитания, обеспечивает:

  • усвоение основного учебного материала;
  • углубление и развитие знаний по отдельным вопросам;
  • развитие интереса учащихся к предмету, познанию объектов и явлений природы.

Формы, методы и средства развития экологической культуры при изучении темы “Природные зоны нашей страны”:

№ п/п Тема Метод Форма Средство Результаты прогнозирования Контроль
1. Географическое положение словесно-наглядный
(с рассказом показ положения зон)
классно-урочная
практическая работа
– Карты
– Карта природных зон
– Атлас
Умение работать с картой Работа с картой
2. Поверхность сравнение экскурсия Таблицы
Рисунки
Рассказ о поверхности той или иной зоны Рассказ
3. Времена года схематический
знаковый
урок-путешествие Таблицы
Схемы
Сравнение времен года в разных зонах Карточки для индивидуальной работы
4. Растения словесный наглядный Урок-защита проектов Гербарий Называть растения и их способы приспособления Карточки сообщения
5. Животные словесный наглядный

игровой

Урок-дискуссия Фильм
Иллюстрации
Таблицы
Называть животных и их способы приспособления  
6. Взаимосвязи, цепь питания схематический   Схемы
Таблицы
Составлять цепи питания внутри зоны Составление цепи питания
7. Охрана словесный метод проектов   Фильм Привитие навыков бережного отношения к природе Групповая работа по составлению и защите проекта

В начальной школе, в связи с психологическими возрастными особенностями детей, при изучении темы “Природные зоны нашей страны” целесообразно использовать словесные методы: рассказ, инструктаж, объяснение, чтение статей учебника, дополнительной литературы (справочники, атласы и другие), беседа.

Заключение

В современном мире возникла острая проблема образования, воспитания экологически грамотного и культурного человека.

Каждый из нас является неотъемлемым элементом природы, без нее мы не можем жить: дышать, питаться, получать тепло, свет, жилище. Отношение к природе имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку.

Проблема охраны природы в школе периода детства должна рассматриваться ненавязчиво, постепенно, как главная задача в этих классах – вызвать интерес к природным объектам, воспитать уважение ко всему живому.

Изучив теоретические аспекты проблемы развития экологической культуры младших школьников, мы установили, что возможно эффективность процесса экологического образования учащихся начальных классов можно повысить при изучении темы “Природные зоны нашей страны”.

Значит, цель, стоящая перед нами достигнута.

Список литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. М., 2000 г.
  2. Голов В. П., Петросова Р.А., Сивоглазов В.И., Страуд Е.К. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. М., 1999 г.
  3. Мельник i—I.Б., Моисеева Л.В. Экологическое воспитание младших школьников. Свердловск, 1990 г.
  4. Ожегова В.А. Экологический словарь.
  5. Плешаков А.А. Зеленый дом. Методическое пособие. М., 1997 г.
  6. Плешаков А.А. Природоведение в 4-м классе. М., 1994 г.
  7. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М., Карапуз, 2005 г.