Цели:
- дать понятие «звено ломаной»
- учить обучающихся строить ломаные с заданным количеством звеньев;
- учить анализировать объекты;
- создавать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций у обучающихся;
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, как основы для формирования духовно – нравственных компетенций; воспитанию интереса к предмету.
Оборудование: интерактивная доска; презентация у уроку; учебник математики 1 кл. (1 часть) И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон; рабочая тетрадь по математике 1 часть; линейка; набор ручек и карандашей.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Эмоциональный настрой
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
– Улыбнитесь гостям и друг другу, садитесь!
– Руки? – На месте!
– Ноги? – На месте!
– Локти? – У края!
– Спина? – Прямая!
2. Актуализация опорных знаний и постановка цели
На доске – слайд 1. На слайде изображены 2 прямых, 2 отрезка, луч, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ломаная из 3 звеньев.
– Внимательно вглядитесь в чертеж. Что можете сказать? Какие фигуры вы знаете?
(Дети перечисляют знакомые фигуры и показывают их на чертеже)
– На какие группы можно разделить эти фигуры? (На линии и другие фигуры; На замкнутые и не замкнутые линии)
Группировка фигур со сдвигом вправо – влево. По ходу показа фигур учитель задаёт вопросы:
– Есть ли на доске прямые? Что вы о ней знаете? (Это
ровная бесконечная линия).
– Что вы знаете об отрезке? (У отрезка есть
начало и конец; это прямая линия, у которой есть
начало и конец)
– Нас ждет важное открытие, связанное с отрезком.
– Чем отличается прямая от отрезка? (У отрезка
есть начало и конец, а прямая – бесконечна).
– Какую фигуру очень похожую на данные фигуры вы
видите? (Луч)
– Что вы знаете о луче? (У луча есть начало, но
нет конца).
– Что общего у луча и отрезка? (Это часть прямой
линии).
На доске остаются только линии, остальные фигуры сдвигаются влево .
– Какая линия «лишняя»? Почему? (Выслушиваются
все варианты ответов, и выбирается «ломаная»)
– Что мы уже знаем о ломаной? (Выслушиваются
все высказывания)
– Все ли мы уже знаем?
Постановка цели:
– Нам предстоят несколько открытий, а так же мы
научимся стоить ломаные линии.
– Вглядитесь в эту фигуру. Какая знакомая фигура
в ней спряталась? (Отрезок)
– Покажите его. Что еще можете сказать? (Этих
отрезков – 3)
– Кто-нибудь из вас знает, как называются эти
отрезки в ломаных? (Это – звено.)
– Сколько звеньев у этой ломаной?
На доске Слайд №2. (№ 91 стр. 50 учебника)
– Вглядитесь в новый чертёж. Что на нем
изображено? (На чертеже – 3 ломаных линии.)
– Сколько звеньев у 1 ломаной? Покажите. Запишите
количество цифрой.
– Сколько звеньев у 2 ломаной? Покажите. Запишите
количество цифрой.
– Сколько звеньев у 3 ломаной? Покажите. Запишите
количество цифрой.
– Чем последняя ломаная отличается от других? (Она
замкнутая).
– Так, что же такое звено ломаной?
– Откроем учебник на стр. 50.
– Прочитаем правило. (Чтение правила сильным
учеником).
– Наши мнения сошлись?
– Хотелось бы вам самим начертить ломаную?
– Для этого откройте обычную тетрадь. Найдите
красную точку и начертите ломаную из 3 звеньев.
Каждое звено выделите своим цветом.
– Что необходимо помнить для того, чтобы
выполнить это задание? (Ломаную чертим по
линейке, надо начертить ломаную из 3 звеньев).
– Чертите так, чтобы можно было показать всем,
чтобы было видно.
– Какие ломаные у вас получились?
(К доске сразу вызываются 4-5 человек для показа работы)
Физминутка «Солнышко»
3. Закрепление изученного материала
– Можно ли сказать, что мы все знаем про
ломаную?
– Задание из рабочей тетради поможет нам лучше
усвоить новый материал.
– Откройте стр. 32 № 67
На доске Слайд №3. (№67стр. 32 рабочей тетради)
– Незнайка и Синеглазка рисовали линии. Все
линии, кроме ломаных, нарисовал Незнайка.
– Что помогает вам понять, какие линии рисовала
Синеглазка, а какие нарисовал Незнайка? (В
задании сказано, что все линии, кроме ломаных,
нарисовал Незнайка, значит Синеглазка
нарисовала ломаные, а остальные линии нарисовал
Незнайка.)
– Помоги друзьям написать красиво цифры. У
каждой линии нарисованной Синеглазкой, напишите
2 раза цифру 3.
– Вспомним, как она пишется: головка касается
правого верхнего угла, а нижняя часть твердо
стоит на основании клетки.
– У каждой линии нарисованной Незнайкой, – 2 раза
цифру 2.
Показ написания цифры 2. (те же условия).
– Интересно, кто из вас быстро и качественно
справиться с заданием? (Обучающиеся выполняют
задание в рабочей тетради и на доске).
– Посмотрите внимательно. Кто нарисовал больше
линий? Докажите. (Синеглазка, она нарисовала 4
ломаных линии, а Незнайка – 2 линии).
– На сколько? (На 2)
– Покажите ломаную, у которой больше всего
звеньев. Сколько у неё звеньев? (У ломаной 7
звеньев).
– Обведите её. (Обучающиеся обводят её).
– Напомните, что такое звенья. (Отрезки,
из которых состоят ломаные).
– Ниже, в рабочей тетради, начертите ломаную, в
которой на одно звено меньше, чем в обведённой. (Обучающиеся
выполняют задание в рабочей тетради.
Одновременно выполняется работа на доске).
Проверка выполнения задания.
– Какие ломаные вы нарисовали? Сколько в них
звеньев?
– Чему учились выполняя это задание?
Физминутка для глаз «Про Варвару»
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз,
Чуть присела на карниз,
А с него свалилась вниз
– Вспомните предыдущие уроки математики и
скажите, где нам могут пригодиться числа 2 и 3.
– Какие задания с этими числами можно предложить
друзьям? (Выслушиваются все высказывания
обучающихся).
– Вернитесь на стр. 31 рабочей тетради № 66.
На доске Слайд №4. (№66 стр. 31 рабочей тетради).
– Что изображено на рисунках?
(На рисунках нарисованы ручки, линейки и ластики).
– Прочитайте задание. Что надо знать и уметь, чтобы правильно его выполнить?
(Надо уметь считать предметы, сравнивать их количество, записывать равенства и неравенства).
– Что надо сравнить? (Количество ручек и количество ластиков).
– Рассмотрите первый рисунок. Выполните первую
запись.
– Что обозначает первое число в записи? А второе?
(У доски работает ученик: 2 = 2 – Это равенство.)
– Кто знает, как записать второе выражение? (Аналогичная
работа у доски: 2 < 5 – Это неравенство.)
– Как будет выглядеть третья запись? (Аналогичная
работа у доски: 9 > 2 – Это неравенство.)
– Скажите, пожалуйста, кто из вас может закончить
работу самостоятельно? Поднимите руку.
Детям предлагается закончить работу самостоятельно. Учитель помогает обучающимся, которые нуждаются в помощи.
– Какие записи сделали?
Проверка у доски.
– Чему учились, выполняя это задание? (Учились
записывать равенства и неравенства по рисункам).
– Какие предметы оказались лишними и почему? (Угольники,
мы их не сравнивали и не считали)
– Для чего необходим угольник? (Для того чтобы
чертить фигуры, состоящие их прямых линий).
На доске Слайд №5. (№ стр.100 стр. 54 учебника).
– Рассмотрите рисунки. Какое задание можно
предложить своим одноклассникам? (Выслушиваются
все высказывания обучающихся).
– Какой рисунок лишний и почему?
( 1) Инструменты
2) Брюки, так как они одного цвета.
3) Четвертый рисунок, т.к. количество
предметов на нём больше, чем на других рисунках).
4. Итог урока
– Молодцы! Хорошо поработали сегодня на уроке.
– Какое открытие мы сегодня сделали? (Мы
узнали, как называется часть ломаной – звено.
Учились строить ломаную).
– Какое задание особенно понравилось?
– Оцените себя. Нарисуйте солнышко, если все на
уроке было понятно и интересно, солнышко с
тучкой, если возникли какие-нибудь проблемы.
Прозвенел и смолк звонок,
Вот и кончился урок!