"Веселые мышата" — открытый интегрированный урок-сценарий по предметам "Театр" и "Музыка" на отделении раннего эстетического развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель урока: автоматизация и дифференциация звука [Ш] в речи, развитие чувства ритма и музыкального слуха.

Задачи: 

  • закрепить навыки правильного и чёткого произношения звука 
    [Ш];                          
  • формировать навык дифференциации звуков  [С-Ш], [Ш-Ж];
  • воспитывать культуру общения, художественный и музыкальный вкус; умение воспринимать и передавать характер музыки через
    движения, удерживать заданный темп, ритм, динамику;
  • повышать интерес к театральному, музыкальному  и вокальному искусствам;
  • совершенствовать подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка,  нижней  челюсти.), координацию движений (рук, ног);
  • развивать фантазию, воображение, внимание, память, речь, чувство ритма.

Необходимый реквизит: музыкальный носитель, шумовые инструменты, шапочки мышат, три платка, металлофоны.

Ход занятия

Вступительное слово для родителей.

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы покажем интегрированный урок-сценарий под названием «Сказка «Весёлые мышата»». Интегрированный урок-сценарий – это соединение нескольких учебных предметов, из которых берутся основные темы и объединяются одним сюжетом.

Например, занятие по предмету «Театр» состоит из нескольких тем:

  • обязательно на каждом занятии « Артикуляционная гимнастика»,
  • упражнения на дифференциацию определённого звука с чистоговоркой,
  • сказка в движении, составленная из скороговорок, на тот же звук для автоматизации, чтобы ребёнок произносил звук механически не задумываясь,
  • игра на умение правильно составить фразу, где встречается слово с данным звуком,
  • игры на внимание, память, творческое воображение и фантазию.

На данном занятии будет показана тема «Дифференциация и автоматизация звука [Ш] в движении».

Занятие по предмету «Музыка», тоже состоит из нескольких разделов, но основной темой является « обучение в действии» по методике немецкого композитора Карла Орфа. В нее входит:

  • игра на музыкальных инструментах,
  • музыкальные игры, создание собственных танцевальных движений, 
  • вокальная импровизация, пение не больших детских песенок.

И так, представляем вашему вниманию Сказку «Весёлые мышата».

Сценарий.

Ведущая – Наступила ночь, часы пробили двенадцать и из своих норок выбежали Мышки (звучит фонограмма, дети выбегают на сцену, двигаются под  музыку: бегают, чистят зубки, шкурку, крутят хвостик и т. д. Музыка заканчивается, дети выстраиваются в «шахматном» порядке).

Дети – В кладовой шуршала Мышка.
Мышка норку убирала
Ш – Ш – Ш – Ш – Ш – Ш (подметать воображаемым веником),
В гости мышек приглашала (взмах рукой «звать»).
Мышки в гости приходили (маршировать на месте)
Мышку очень они хвалили:
«Ша – ша – ша – мышка хороша,
Шо – шо – шо – в норке хорошо!».
«Шу – шу – шу – я картины пишу!»
«Ши – ши – ши – картины хороши,
Ше – ше – ше – они нам по душе!
Аш – аш – аш – хороший домик ваш.
Ош – Ош – Ош – где такой найдешь?
Иш – иш – иш – в нем ты сладко спишь!
Уш – уш – уш – в норке даже душ?!
Ёш – ёш – ёш – красиво ты живёшь!» (действия руками «показывать», «восхищаться»)

Ведущая – Стали Мышки веселится: песни петь, играть и танцевать.

Музыкальный блок:

1. Музыкальная игра «Домики».

На сцене по углам воображаемого треугольника расстилают  3 платочка-«домика», в каждый «домик» кладут  шумовые инструменты.
Ребята под музыку водят хоровод в центре воображаемого треугольника. По знаку педагога – 1 удар в бубен, дети берут инструменты и играют. Педагог ударяет в бубен 2 раза – дети кладут инструменты в «домики» и продолжают водить хоровод. Игра повторяется несколько раз, пока звучит музыка.

2. Танец «Тамбурин».

Дети выполняют танцевальные движения под музыку в  характере мышат.

3. «Мышиный хоровод».

Дети делятся на две группы: одна группа  поёт, другая играет на металлофонах.

Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот.
«Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите!
Вот проснётся Васька кот, ваш разгонит хоровод!»

Ведущая – А тем временем…

Дети – Мышка сушек насушила (в руках держат воображаемый поднос),
Мышка к столу всех пригласила (рука – к сердцу, вверх над головой и вместе с наклоном  туловища вниз опускается на пол ладонью вверх).
Мышки сушки кушать стали
Ша – шо – шу – ши – ше (руки согнуть в локтях, кисти сжать в кулаки и поднять к подбородку).
«ОЙ» (рука прижимается к щеке)
Мышки зубики сломали (говорим,  как- будто бы плачем)
«Аш – ош – уш – иш – еш»
Теперь мышки в норке у мышки шумят (кисти сжать в кулаки и упереться в бока)
«Ша – шо – шу – ши – ше» (топаем ногами, машем руками над головой),
Уходить не хотят (поворот головы вправо – влево).

Ведущая – «…Тише Мыши не шумите,
Кота Ваську не будите…»
Вдруг проснулся Васька-кот,
Он мышей сейчас уймёт.
Если котик просыпается,
Значит мышки, разбегаются.

Звучит фонограмма, дети под музыку бегают по сцене, изображая переполох, и в конце музыкальной фразы убегают за кулисы.