Обобщающий урок по физике в 8-м классе "Агрегатные состояния вещества"

Разделы: Физика


Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний

Форма проведения: представление информационного мини-проекта, работа в группах и индивидуальная работа

Цели урока:

Образовательные: развитие интереса к физике

Развивающие:

  • развитие навыков работы с различными источниками информации
  • работы с компьютером
  • самостоятельной работы
  • работы в группе
  • публичного выступления
  • анализа и самоанализа
  • умения систематизировать и обобщать знания
  • развитие навыков применения знаний в различных ситуациях

Воспитательные:

  • убеждение в материальном единстве мира
  • повышение самооценки

Ход урока  (для одного или двух уроков)

1.

Оргмомент, постановка цели и задачи

3-5 минут

2.

Интеллектуальная разминка

5-7 минут (15 минут)

3.

Выступление групп

15-20  минут (30 минут)

4.

Работа в группах, индивидуальная работа

15 минут (20-30 минут)

5.

Домашнее задание

2-3  минуты (5-7 минут)

6.

Оценка работы

3-5  минут (5-10 минут)

Данный урок отличается большой насыщенностью и разнообразием заданий, поэтому желательно, чтобы он был сдвоенным. В случае одинарного урока выполняются не все задания из листа с задачами.

Во время разминки учитель демонстрирует на доске с помощью проектора и компьютера иллюстрации различных агрегатных состояний веществ. Ученики отвечают на вопросы, находят сходства и различия в явлениях и состояниях вещества, тем самым актуализируя свои знания.

Также учитель раздаёт каждому подготовленный лист с задачами. Задачи № 1–9 качественные, решая их, ученики более глубоко разбираются в теме. В зависимости от времени могут быть разобраны некоторые вопросы, какие-то заданы на дом, какие-то перенесены на конец урока. Из расчётных задач некоторые могут быть рассмотрены на уроке (если останется время), некоторые могут быть решены сильными учениками, если они быстро справятся с индивидуальным заданием от групп.

Затем выступают группы со своими мини-проектами, в которых рассказывают об агрегатных состояниях (пример – «Вода» и «Жидкость-газ»). Каждая группа задаёт 3 вопроса по своему выступлению. Класс также может задавать вопросы выступающим. После этого каждая группа раздаёт всем подготовленные задания: кроссворд, тест; (пример – задание по теме «Испарение и конденсация»). Задания небольшие по объёму, если тема усвоена, то ученики справляются с ними очень быстро. В конце отведённого времени ученики обмениваются работами и проверяют их друг у друга. Правильные ответы каждая группа представляет на доске.

Капитан команды в оценочном листе выставляет свои оценки каждому за подготовку проекта и работу на уроке.  Капитан обосновывает свои оценки. Также оценки выставляет каждый ученик сам себе, таким образом, учась самоанализу. За этот урок ученики получают по несколько оценок.

На следующем уроке (если одинарный урок) или в конце двойного урока проводится подробный анализ, в том числе  собственных оценок и оценок капитана. Это позволяет сформировать наиболее объективную оценку и самооценку у учеников. В любом случае в конце урока даётся краткая оценка урока и работ.

При подготовке к уроку использованы следующие источники:

  1. Агапов А. В., Сафиуллин Р. К. и др. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике. – М.: Дом педагогики, 1998.
  2. Балашов М. М. Задачник по физике. 7-8 классы. – М.: Дрофа, 1996.
  3. Сёмке А. И. Нестандартные задачи по физике для классов естественнонаучного профиля. – Ярославль: Академия развития, 2007.

Приложение 1

Задачи

№1

Температура пламени газовой горелки около 500°С. Из каких металлов нельзя делать посуду для приготовления пищи и других целей?

№2

Почему стёкла в комнате зимой покрываются морозными узорами? С какой стороны стекла это происходит?

№3

Почему во время снегопада температура воздуха обычно повышается?

№4

Может ли лёд быть нагревателем?

№5

Почему нам становится холодно в намокшей одежде?

№6

Почему сырые спички не загораются?

№7

Где кипящая вода горячее – на горе, на уровне моря или в глубокой шахте?

№8

В результате утечки нефти при её добыче, транспортировке и переработке в Мировой океан ежегодно попадает от 3 до 10 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. Космические снимки показывают, что уже около 1/3 всей его поверхности покрыто маслянистой плёнкой. Какой вред приносит эта плёнка Мировому океану?

№9

Ежи Жулавский «На серебряной планете»: Путешественники ночью на Луне исследуют окружающее пространство с помощью ртутного барометра. «Сначала ртутный столбик упал так стремительно, что нам показалось, будто он совершенно сравнялся с нижней чертой. Чудовищный ледяной страх сдавил нам горло: ведь это означало бы абсолютную пустоту, неизбежную смерть! Но мгновение спустя ртуть, вернувшись к равновесию, поднялась в трубке на 2-3 миллиметра! Мы вздохнули свободней, хотя тем наружным воздухом дышать всё равно нельзя».

Вам ничего не показалось странным?

№10

Жюль Верн «Дети капитана Гранта»: Путешественники на перевале в Андах развели костёр. Термометр, опущенный в воду, показал 85°С. На какой приблизительно высоте находились путешественники, если температура кипения воды понижается на 1°С каждые 324 м подъёма?

№11

Для постройки небольших хижин (иглу) эскимосы Северной Америки заготавливают около 60 снежных кирпичей размером 60x60x20 см3. При кладке кирпичи скрепляются водой. При горении жировых светильников температура в хижине поддерживается около 2°С. Если внутри развести очаг и стены покрыть шкурами животных, температура на высоте 1,5 метров над полом может подняться до 25°С. Что происходит с водой и кирпичами при кладке? Почему при покрытии стен шкурами температура воздуха повышается? Чему равна масса снежной хижины? Сколько дров нужно сжечь, чтобы растопить все кирпичи?

№12

Через кожу взрослого человека, выполняющего обычную работу, за сутки испаряется около 0,7 литров пота. Какую энергию при этом теряет человек? Сколько шоколада нужно съесть, чтобы полностью компенсировать эти потери? Считайте, что каждые 100 грамм шоколада добавляют нам 500 килокалорий энергии.

№13

Сколько энергии понадобится, чтобы вскипятить 3 литра воды из горной речки? Речка протекает на высоте 6480 метров, температура воды в ней 10°С. Какое количество дров нужно для этого принести с собой? Каким количеством спирта можно их заменить? Считайте, что только пятая часть энергии топлива тратится на нагревание воды.

№14

С какой высоты должна упасть капля вода с начальной температурой 20°С, чтобы полностью испариться? Потерями тепла можно пренебречь.

 

Приложение 2

Тема урока «Агрегатные состояния вещества»               Класс____

Группа___________________________                                 Дата____________

Капитан__________________________

Подготовка проекта

Фамилия, имя

Что делал

Оценка капитана

Собственная оценка

Что было самым трудным

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

Работа на уроке

ФАМИЛИЯ, ИМЯ

ТЕМА

ОЦЕНИВАЮ САМ

ОЦЕНИВАЕТ УЧИТЕЛЬ

ТЕМА

ОЦЕНИВАЮ САМ

ОЦЕНИВАЕТ УЧИТЕЛЬ

КРОССВОРД

ТЕСТ

ЗАДАЧА

КРОССВОРД

ТЕСТ

ЗАДАЧА

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Кроссворд

кроссворд1

  1. Переход  молока из жидкости в газ?
  2. Переход воды от газообразного состояния в жидкость?
  3. Если жидкость переходит в газообразное состояние, что происходит с энергией?
  4. Интенсивный переход жидкости в пар при определенной температуре?
  5. V зависит от…(им.п.)?

Тест по теме «Испарение и конденсация»

  1. Сублимация – это переход:

    а) Из твердого состояния в жидкое;  б)  Из твердого состояния в газообразное;

    в)  Из жидкого состояния в газообразное;  г)  Из жидкого состояния в твердое;

    д)  Из газообразного состояния в жидкое;  е)  Ничего из перечисленного не подходит.

  2. Насыщенный пар – это:

    а)  Максимальное количество пара, которое может содержаться в данном объеме при данных условиях;

    б)  Пар, находящийся в равновесии со своей жидкостью;

    в)  И то, и другое верно;  г)  И то, и другое неверно;

  3. С повышением температуры давление паров воды:

    а)  Увеличивается;  б)  Уменьшается;  в)  Не изменяется;

  4. Точка кипения – это:

    а)  Область в сосуде, закипающая первой;  б)  Область в сосуде, закипающая последней;

    в)  Температура пара кипящей жидкости; г)  Температура емкости с кипящей жидкостью;  д)  100° С.

  5. Относительная влажность воздуха:

    а)  Отношение массы водяного пара, содержащегося в 1 м3 к массе остального содержащегося там газа;

    б)  Отношение давления пара, содержащегося в воздухе, к давлению насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах.

    в)  Влажность в 50%, одинаково далекая как от насыщенного пара, так и от абсолютно сухого воздуха.