Создание условий для творческого роста педагога

Разделы: Администрирование школы


Введение

Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью,
чтобы зажечь другого, надо самому гореть.
Ж. Сименон

Изменения в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного преобразования деятельности педагогов в профессиональном поле, углубления оперативности и открытости учителя. В качестве основного фактора обновления системы образования сегодня выступает личность учителя. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии высококлассных педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве.

Учитель – центральное звено в реализации основных направлений модернизации образования в целом по стране и в отдельно взятой школе. «Без учителя, способного творить и понимать творимое, путей к новой школе быть не может» – эти слова российского педагога 20-х годов прошлого века С.Т. Шацкого как никогда актуальны сегодня. Последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики". Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего учителя.

Чтобы получить такого учителя в современной школе, его нужно растить, воспитывать, развивать. Поэтому вопрос о том, как в своем коллективе управлять ростом творческой и исследовательской компетенции учителя, как создать условия для творческого роста педагога , я считаю одним из важных вопросов образования.

Глава 1. Теоретические основы проблемы становления творческой личности педагога

1.1.Что такое творческий процесс

Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса:

  1. Длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями.
  2. Короткое озарение и интуитивно принятые решения.

Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: "... это 99% пота и 1 % вдохновения".

Во второй половине XX века исследования понятия творчества стали расширяться. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей, подростков, взрослых людей.

Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности:

  • гибкость ума;
  • систематичность и последовательность мышления;
  • диалектичность;
  • готовность к риску и ответственности за принятое решение;

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в "скачку идей", когда решение до конца не продумывается.

Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, не первый взгляд абсурдная, идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.

Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого Эту способность назвали диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.

1.2. Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры

Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении.

Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся. Развитое педагогическое мышление, обеспечивающее глубокое смысловое понимание педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму собственного индивидуального профессионально-педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности.

Личностный смысл профессиональной деятельности требует от учителя достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности учителя, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др.

Педагогическое творчество имеет ряд особенностей (В. И. Загвязинский, Н.Д. Никандров).

- Оно более регламентировано во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация смысла и др.) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому; если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы, часто даже необходимы, паузы между этапами творческого акта, то в профессиональной деятельности учителя они практически исключены; педагог ограничен во времени количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела и др. В ходе учебного занятия возникают предполагаемые и не предполагаемые проблемные ситуации, требующие квалифицированного решения, качество которого, выбор наилучшего варианта решения может ограничиваться в силу указанной особенности, в силу психологической специфики решения именно педагогических задач.

- Отсроченность результатов творческих поисков педагога. В сфере материальной и духовной деятельности ее результат сразу же материализуется и может быть соотнесен с поставленной целью; а результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма частично и относительно. Данное обстоятельство существенно затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе педагогической деятельности. Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности учителя позволяют на основе частичных результатов предвидеть и прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности.

- Сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности. Атмосфера творческого поиска в учительском и ученическом коллективах выступает мощным стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определенной области знаний в ходе образовательного процесса демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности.

- Зависимость проявления творческого педагогического потенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса. Стандартное и нестандартное учебно-исследовательское оборудование, техническое обеспечение, методическая подготовленность учителя и психологическая готовность учащихся к совместному поиску характеризуют специфику педагогического творчества.

Настоящее творчество по своей сути ни что иное, как результат успешного управления профессионалом средой в нестандартной ситуации. А что может быть более нестандартным, чем школьные ситуации, решить которые под силу только учителю-управленцу?

Глава 2. Уровень разработанности проблемы

2.1. Мотивация педагога к творчеству

Вполне правомерным является вопрос о возможности обучения и научения творчеству. Какие условия необходимы для творческого роста педагога?

Если вовремя «подхватить» педагога, стимулировать на развитие профессионализма, углубление знаний и умений, расширение кругозора, то стадии его личностно-профессионального роста будут выглядеть приблизительно так:

Личность педагога после ВУЗа - Мотивация развития личности - Развивающаяся личность - Профессиональный рост - Творческая личность - Результативность процесса

Личностно-профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Конечно, самое главное в этом - личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании, однако этот процесс можно частично мотивировать извне.

Каковы же условия, мотивирующие, стимулирующие процесс развития самостоятельного творчества педагога?

В качестве предпосылок обеспечения личностно-профессионального роста педагога выступают встречи со значимыми в педагогике, психологии, методике людьми и помощь в осмыслении и преодолении профессиональных затруднений.

Огромную роль в становлении и росте личности педагога, его профессионализма играет администрация общеобразовательного учебного заведения, которая, следя за успехами и промахами учителя, должна умело прийти на помощь: предоставить возможность ознакомления с различными профессиональными периодическими изданиями; помочь в выборе темы по самообразованию; дать возможность побывать на уроках педагогов-мастеров, методистов; к молодым учителям прикрепить опытного учителя-наставника, предоставить слово на педагогическом совете; если надо, то тактично указать на слабую научную базу разработанной темы, а в случае явного роста рекомендовать принять участие в конференциях, семинарах городского, республиканского уровней.

Процесс обучения предполагает также взаимосвязь деятельности методических служб различного уровня и самого педагога. Методическая работа занимает особое место в системе управления образовательным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала.

Организация повышения квалификации педагогических и руководящих работников школы через обеспечение системообразующей и интегрирующей базы для сознательного управления педагогом своим развитием;

Профессиональное развитие и творческий рост педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие.

К негативным факторам, осложняющим процесс профессионального становления педагога, можно отнести прежде всего кризисы (по Р. Ахмерову): нереализованности, опустошенности, бесперспективности. В современном, быстро меняющемся мире, с серьезной профессиональной и психологической нагрузкой, отсутствием знаний у учителей по валеологии, неумением сбалансировать расход энергии, постоянно растущим бумагоотчетным потоком педагогу тяжело удержаться, не «захлебнуться», а тем более вырасти профессионально. В решении этих проблем помогают коллектив, администрация ОУ. Конечно, в идеале позитивный климат грамотно организованного педагогического и психологического пространства не дал бы учителю прийти к кризисной ситуации, однако, к сожалению, до идеала во многих школах далеко (и не только по вине руководителя).

2.2. Создание условий для развития творческой личности педагога в МОУ «Лицее №15 г.Саратова» 

Наш лицей уже давно работает в инновационном режиме: мы создаем инновационную модель «Школы личностного роста». В соответствии с разработанной в лицее моделью учителя , учитель нашего лицея:

Исследователь. Творец. Гуманист.

(Приложение 1)

Развитие инновационного процесса в образовании предполагает, прежде всего, создание творческой атмосферы в ОУ, культивирование в педагогическом коллективе интереса к инициативам и новшествам, создание условий для принятия разнообразных нововведений. Учителя нашего лицея обладают достаточным творческим потенциалом, способны вносить изменения в содержание образования, внедрять новые методики и технологии обучения и воспитания.

Работа по повышению мастерства педагогов нашего лицея ведется через :

1. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма, через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы. С целью совершенствования педагогического мастерства ведется грамотная методическая работа. Учителя работают в творческих группах, ведутся занятия в школе молодого педагога, организуются методические выставки как итог работы по самообразованию, проводятся мастер-классы, открытые уроки, методические недели, методические семинары. Практически все педагоги лицея охвачены той или иной формой методической работы.

В новых условиях по-новому стали проводиться у нас и заседания педсоветов. В частности, используется работа в группах, в парах, вниманию участников заседания предлагаются компьютерные презентации. Одно из условий эффективности методической работы – опора на интересы, возможности и способности педагога, поэтому у нас постоянно ведется изучение затруднений учителей, с учетом анализа которых планируется методическая работа.

2. Самообразование. Желание соответствовать развивающемуся образованию и адаптироваться к нему вызывает у педагогов стремление к самообразованию, личностному росту, профессиональному развитию.

3. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации. Данная форма реализована очно и дистанционно. Важным направлением работы методических объединений и администрации является повышение квалификации учителями в ГОУ ДПО СарИПКиПРО.

4. Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога. Выполняя индивидуальную программу, каждый педагог школы «накапливает» материал для портфолио.

5. Стимулирование педагогов. Войдя в эксперимент по новой системе оплаты труда, стало возможным стимулировать педагогов. Теперь каждый получает заработную плату не только за количество учащихся в классе, но и за свою творческую деятельность.

6. Оснащение учебного процесса.

В лицее -2 компьютерных класса, за последние два года получено : кабинет химии, физики, 2 кабинета русского языка, 3 - математики, 1 - начальной школы, 3 - иностранного языка, 2 - биологии, 2 - истории. Все председатели МО получили в кабинет компьютер. В лицее создана локальная сеть. Создан и работает школьный сайт.

Администрация лицея создает условия для творческого роста педагога. 

Заключение 

Итак, творческая активность педагога - это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознание себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования. (Приложение 2)

Педагогическое творчество характеризуется различными уровнями.

1. Уровень воспроизведения готовых рекомендаций, т.е. уровень элементарного взаимодействия. Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", "по шаблону", по опыту других.

Уровень оптимизации деятельности, начиная с планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм воспитания.

2. Эвристический, когда воспитатель использует творческие возможности живого общения с ребенком.

3. Высший уровень (личностно-самостоятельный), который характеризуется полной самостоятельностью, использованию готовых приемов, но в которое вкладывается личностное начало. Поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития группы.

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе. Для его развития необходимы благоприятная культуротворческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия, которые должна создать администрация образовательного учреждения.

Литература

  1. Бердяев Н.А. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства). - М., 1994
  2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1985
  3. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990
  4. Лук А. Психология творчества. - М.,1978
  5. Мартишина, Н. В Становление творческого потенциала личности педагога: монография. - М., 2006
  6. Роботова А. С., Леонтьева Т. В., Шапошникова И. Г и др. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2000
  7. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. - М.,1997
  8. Соловейчик С.Л. Вечная радость. - М., 1986.
  9. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. - М.,1995
  10. Шатух О.Н. Система управления инновационным учебным заведением как средство развития творческих cпособностей педагогов - Саратов, 2001