Обобщающий урок по литературному чтению в 3-м классе "Как хорошо уметь читать"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить знание сказок, книг для детей;
  • создание условий для выявления творческой инициативы учащихся, эрудиции, самовыражения, самореализации, самосовершенствования, стимулирования познавательной и творческой активности школьников;
  • развивать речь учащихся, внимательность; прививать любовь к чтению.

Оборудование: картинка Незнайки (игрушка), книги, цветные телеграммы.

Подготовка. Учащиеся ознакомлены с правилами построения рекламы детской книжки: сообщение должно длиться не более 2 минут, содержать: название книги, ФИО автора, кратко, о чем она. Требование к участникам: иметь в руках книгу, говорить громким, выразительным, веселым голосом. Пожелание участникам: проявить творческую фантазию (рисунки-иллюстрации, инсценирование, презентация и др.)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей.

– Отгадайте загадку:

Не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с вами
Терпеливым языком. (Книга.)

– Для многих из вас книга уже стала другом. Это удивительное изобретение человечества, замечательное сокровище. Книга – своеобразная летопись человеческого общества. Она не только знакомит нас с прошлым, но и позволяет заглянуть, разобраться с настоящим. Это единственная “машина времени”, с помощью которой можно совершать увлекательное путешествие. Со страниц книги перед нами встают и Древний Рим, и старая Русь, и шумный современный город, и лес, и пруд, и т.д. Книга помогает побывать в любом месте земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей, а также узнать о животных, растениях и др.

Книга – источник знаний.

Продолжите пословицу: “Кто много читает…” (тот много знает).

  • Сегодня мы узнаем о многих-многих интересных книгах, в ваших любимых детских книжках, узнаем, чем они вам запомнились и понравились, зарядимся желанием найти такую книгу и прочитать.

– Тема урока “Как хорошо уметь читать!” Кто продолжит эти строки? (…) Кто автор этого стихотворения? (В.Берестов.)

– А для начала Блиц-турнир для вас на знание сказочных героев и названий сказочных предметов.

  1. Курочка…
  2. Баба…
  3. Жар…
  4. Иванушка…
  5. Царевна…
  6. Гуси…
  7. Ковер…
  8. Скатерть…
  9. Сапоги…
  10. Сивка…

3. Реклама детских книг.

  • 2 ученика представляют рекламу своей любимой детской книги.

– Незнайка принес телеграммы. Догадайтесь, кто их прислал.

  1. Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! (Муха-Цокотуха.)
  2. Нас съел серый волк. (Семеро козлят.)
  3. Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко… (Мышка.)
  4. Все закончилось благополучно, только хвост остался в проруби. (Волк.)
  5. Не садись на пенек, не ешь пирожок! (Машенька.)
  • 1 ученик представляет рекламу своей любимой детской книги.

– Откуда эти строки, из какого произведения и кто его автор?

  1. В доме восемь дробь один
    У заставы Ильича
    Жил высокий гражданин
    По прозванью “Каланча”. (“Дядя Степа”, С. Михалков.)
  2. Подошел Медведь тихонько,
    Толканул его легонько:
    “Говорю тебе, злодей,
    Выплюнь солнышко скорей!
    А не то, гляди, поймаю, –
    Пополам переломаю, –
    Будешь ты, невежа знать,
    Наше солнце воровать!” (“Краденое солнце”, К. Чуковский.)
  3. – Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку, а сама приляг рядом со мной – Ты, наверное, очень устала? (“Красная Шапочка”, Ш. Перро.)
  • 1 ученик представляет рекламу своей любимой детской книги.

– Назовите сказку.

  1. В сказке небо синее,
    В сказке птицы страшные.
    Реченька, спаси меня! Реченька, спаси меня! (“Гуси-лебеди”.)
  2. Вымолвил словечко –
    Покатилась печка.
    Прямо из деревни
    К царю да царевне,
    И за что, не знаю,
    Повезло лентяю. (“По щучьему велению”.)
  3. Колотил да колотил по тарелке носом –
    Ничего не проглотил
    И остался с носом…
    (“Лиса и журавль”.)

– Что объединяет эти сказки? (Народные.)

  • 1 ученик представляет рекламу своей любимой детской книги.

– Узнай героев сказок.

  1. Возле леса на опушке
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кровати, три подушки.
    Угадай без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
  2. В небесах, не на земле
    Скачет баба на метле.
    Страшная и злая
    Кто она такая? (Баба Яга.)
  3. Многим долго неизвестный,
    Стал он каждому дружком.
    Всем по сказке интересной
    Мальчик-луковка знаком.
    Очень просто и недлинно
    Он зовется…(Чиполино.)
  4. Я на балу никогда не была,
    Чистила, мыла, варила, пряла.
    Когда же случилось попасть мне на бал,
    То голову принц от любви потерял,
    А я башмачок потеряла тогда же.
    Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка.)
  5. Летела стрела и попала в болото,
    А в этом болоте поймал ее кто-то.
    Кто, распростившись с зеленой кожей,
    Сделался мигом красивой, пригожей. (Царевна-лягушка.)
  6. Человек деревянный
    На воде и под водой
    Ищет ключик золотой.
    Всюду нос сует свой длинный.
    Кто же это? (Буратино.)
  7. Он ходит с длинной бородой,
    Он очень жадный, хитрый, злой,
    Но все ж не испугает нас
    Разбойник этот… (Карабас.)
  • 1–2 ученика представляют рекламу своей любимой детской книги.

– Вспомните, во что или в кого превращались эти герои.

  1. 11братьев-принцев из сказки Андерсена. (В лебедей, “Дикие лебеди”.)
  2. Красивый и добрый мальчик Якоб, герой сказки Гауфа. (В карлика, “Карлик нос”.)
  3. Великан-людоед из сказки Шарля Перро. (В льва, в мышь, “Кот в сапогах”.)
  4. Нильс. (В крошечного мальчика, Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.)
  5. Князь Гвидон. (В комара, муху, шмеля, Пушкин “Сказка о царе Салтане…”.)
  6. Юра Баранкин и Костя Малинин. (В воробьев, бабочек, муравьев, В. Медведев “Баранкин, будь человеком!”.)
  • 1–2 ученика представляют рекламу своей любимой детской книги.

– Отгадайте еще одну загадку. Что это за дом?

Снаружи смотришь –
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй, отгадай. (Библиотека.)

– Кто из вас посещает школьную библиотеку? А городскую?

– Книга – ваш друг. А как правильно с ней обращаться? (…)

– Послушайте стихотворение, которое называется “Обращение книжки”.

4. Итог урока.

– Какие книги вы захотели прочитать после услышанных реклам сегодня?

  • Обмен книгами.

– Мне запомнились рекламы … , в них очень удачно … . Молодцы, ребята!

Короткие и длинные,
Новые, старинные.
Обычные и странные,
И даже иностранные.
Серьезные, учебные,
Веселые, волшебные.
Про море и про лес.
С картинками и без.

– Я желаю вам, ребята, чтобы дружба с книгой у вас продолжалась и становилась с каждой встречей с ней все крепче и крепче.

5. Домашнее задание.

– Изобразите предмет (нарисуйте), по которому можно отгадать, какое художественное произведение вы загадали. Например: если я нарисую шапочку красного цвета, то вы догадаетесь…