Урок по окружающему миру в 4-м классе

Разделы: Физика, Начальная школа


Цели урока:

  • Сформировать общее представление о свойствах звука и света;
  • продолжить формировать у учащихся интерес к естественным наукам

Оборудование: волновая машина, бипризма “Френеля”, стеклянные пластины со скошенными гранями, рупор, мегафон, динамики, в\ф: “Дисперсия света”, фотографии волн и радуги.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Структура урока:

1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Учащимся предлагается отгадать загадки, ответы на которые позволяют подвести учащихся к теме урока, целям. (3 мин.)

2. Этап усвоения новых знаний (25 мин.)

3. Этап закрепления новых знаний.(10 мин.)

4. Этап информирования учащихся о домашнем задании. (2 мин.)

Урок по учебнику “Окружающий мир” 4 класс (“Человек и природа”). А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутион. – М.: Баласс, 2008 г.

Ход урока

1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (учащимся предлагается отгадать загадки).

  • Чего в шкафу не спрячешь? (Свет)
  • Кто со всеми говорит, а самого не видно? (Эхо, звук)

Вопрос учащимся: Что объединяет эти два явления природы? (Вот вам подсказка)

Кто по морю идет не проваливается,
А на берег выйдет – растянется? (Волна)

В тихую погоду нет нас нигде,
Как ветер подует – бежим по воде? (Волны)

Учащимся предлагается сформулировать тему урока, учитель формулирует цели

2. Этап усвоения новых знаний.

Понятие волны – одно из самых важнейших понятий в науке. Если внимательно вглядеться в окружающий нас мир, можно заметить, что он весь пронизан волнами. Просто одни волны можно наблюдать визуально (например, волны на поверхности воды), другие волны недоступны нашему зрению – звуковые волны, электромагнитные.

Давайте выясним, как образуется волна. Представим себе, что мы стоим на краю большой поляны и вдруг подул ветер. Что мы с вами видим.

Давайте попытаемся продемонстрировать образование волны.(5,6 человек выходят к доске, встают в ряд и показывают образование волны. Для этого учащиеся поднимают руки вверх. Крайний левый учащийся наклоняет руки вправо и касается рук соседа, второй учащийся наклоняет руки вправо и касается рук третьего учащегося, в это время руки первого учащиеся занимают исходное положение и т.д. Данное упражнение можно повторить со всем классом). Аналогично образуются волны в различных средах.

Демонстрация: Звучание камертона.

Объяснение образования звуковой волны.

Вопрос:

  • Что характерно для волны?
  • Как ведут себя частицы в волне?

Демонстрация: образование волны с помощью волновой машины.

Характеристикой любой волны является частота.

Колебания, воспринимаемые человеком называются звуком.

Мы с вами способны воспринимать звуки с частотой от 20 до 20000 Гц. Звуки с частотой менее 20 Гц называются инфразвуками, эти звуки способны воспринимать, например медузы 8-12 Гц. Данные волны зарождаются в зоне шторма.

Ультразвуки имеют частоту более 20000 Гц. Такие звуки воспринимают дельфины (4000–200 000 Гц), летучие мыши, собаки (40 000 Гц).

Звук имеет конечную скорость распространения. Например: при 20 °C

v (воздух)=334 м\с, а при 0°C v(воздух)=331 м\с, v(вода)=1440 м\с.

Любой звук характеризуется высотой и тоном.

Звуковые волны нашли широкое применение на практике. Например: ультразвук - для определения скрытых дефектов в массивных валах турбин, трещин в рельсах; в медицине – дробят камни в почках, стерелизуют приборы.

Для усиления звука человек использует специальные устройства - рупор, мегафон, динамики. (Демонстрация данных устройств)

Физминутка:

А теперь пришла пора –
Разомнется детвора.
Головой мы покиваем,
Глазами поморгаем,
Мы к соседу повернемся
И друг другу улыбнемся.
Повторим разочка три –
Мы теперь богатыри.

А сейчас мы с вами поговорим о свете.

Вопрос: Что такое свет?

Свет – это электромагнитное излучение воспринимаемое глазом.

Природа света сложная.

Свет – это:

  • волна;
  • поток частиц, корпускул.

Свет имеет скорость распространения 300 000 км/с.

В природе существуют естественные и искусственные источники света. Приведите примеры.

Вопросы учителя учащимся:

  • Почему мы видим окружающие нас предметы?
  • Почему отдельные предметы красные, желтые, зеленые?
  • Крашенное коромысло над рекой повисло? Что это такое?
  • Когда и почему образуется радуга? (Образуется радуга из-за того, что белый свет имеет сложную структуру и состоит из 7 основных цветов. (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

Что это действительно так мы с вами можем пронаблюдать.

Демонстрации: наблюдение разложения белого света на цвета радуги с помощью:

  • спектрографа с постоянной щелью;
  • стеклянной треугольной призмы.

3. Этап закрепления новых знаний.

На этапе закрепления нового материала предлагается учащимся просмотреть фрагмент в/ф “Дисперсия света”.

  • Что такое волна?
  • Что такое звук?

4. Этап информирования учащихся о домашнем задании:

Учебник стр.116, 117.

Методическое сопровождение урока.

Урок по теме “Звук, свет. Их свойства” для учащихся 4 класса проводится учителем физики. Данный урок направлен на развитие интереса, любознательности у учащихся, не требует запоминания конкретных данных. Урок сопровождается показом физического эксперимента. Это приводит к тому, что у учащихся появляются вопросы: “Что? Как? Почему?”.