Леготехнология на уроках окружающего мира "Здоровье и гигиена"

Разделы: Начальная школа


На предыдущем уроке дети познакомились со строением полости рта и зуба, узнали о смене зубов.

Задачами данного фрагмента урока являются:

  • закрепление знаний о строение зуба.
  • знакомство с понятием “кариес”, причинами, вызывающими его и методами профилактики кариеса.

Использование конструктора Лего будет показано:

  • на этапе повторения изученного материала при проведение теста, что позволит учителю оперативно оценить правильность работы детей, видя получившуюся на плато фигуру. Из-за ограниченного времени, тест включает в себя только 5 вопросов.
  • на этапе закрепления нового материала, что служит лучшему усвоению темы.

Ход урока

1. Повторение изученного. Актуализация знаний.

- Отгадайте мою загадку:

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб -
Всю добычу мою я с радостью этим зверям отдаю.

- Правильно! Это зубы. Сегодня мы с вами продолжим разговор о том, как сохранить наши зубы здоровыми.

- Вы уже знаете, что зуб – это живой сложный орган, а не только та часть, которая видна во рту. Зубы служат человеку всю жизнь и мы, конечно, должны о них заботиться.

- Давайте вспомним наш прошлый урок. Ответьте на мои вопросы с помощью кирпичиков Лего. Если из двух вариантов ответов вы считаете правильным первый – ставьте на плато один кирпичик, если правильный второй ответ – два. Ответ на следующий вопрос прикрепляем, пропустив одну кнопочку. (Подготовлены кирпичики 2х2 по 9-10 у каждого ребенка)

Тест. (Cлайд 1). Презентация

  1. Ответим вместе (показ): Чистить зубы надо по утрам или утром и вечером? (2)
  2. Зуб сверху покрыт эмалью или цементом? (1)
  3. К зубам после еды прилипают остатки пищи? Да – нет (1)
  4. Зубы у человека в течение жизни меняются много раз или только один раз? (2)
  5. Посещать стоматолога нужно, когда заболит зуб или два раза в год? (2)

Покажите, что у вас получилось. Сравните с моим образцом. (Демонстрация плато)

Молодцы, вы всё выполнили правильно.

2. Беседа по новой теме.

Проведите во рту языком по верхнему ряду зубов. Что вы почувствовали? Все ли они одинаковые?

- Верно, разные.

У взрослого человека 32 постоянных зуба (у вас пока молочные зубы, их только 20) и выполняют они разную работу. (Слайд 2)

  • Резцы – тонкие и острые зубы. Они нужны для разгрызания пищи и разделения её на куски.
  • Клыки – заостренные зубы, служат для удержания и разрывания пищи.
  • А вот широкие и плоские коренные зубы имеют по несколько бугорков, поэтому могут растирать и разделять пищу.

Такие же зубы располагаются и на нижней челюсти.

А какой кирпичик конструктора Лего больше всего напоминает по форме коренной зуб? (2х2)

Возьмите такой кирпичик. Посмотрите, какой он ровный и крепкий!

Чтобы ваши зубы долго оставались такими же, за ними надо ухаживать.

Именно коренным зубам достается самая трудная работа – растирать, разжевывать пищу. Поэтому эти зубы больше других находятся в опасности, и врачам стоматологам приходится чаще всего лечить именно эти зубы.

- Сейчас мы поговорим о том, от чего же зубы могут заболеть. (Макет зуба)

После еды на поверхности зубов скапливаются остатки пищи - налет. Слюне не под силу смыть его весь. Если вы не поможете вашим зубам избавиться от налета, микробы, которые в нем содержатся, начнут выделять вредное для зубов вещество – кислоту. Сначала кислота проделает в эмали зуба небольшие трещинки, в которых поселятся микробы, а постепенно начнет разъедать эмаль. (Макет зуба)

Это значит, что ваш зуб заболел КАРИЕСОМ. Если перевести это слово с латинского языка, оно означает – гниение.

Но вы сами пока не сможете заметить, что зубу нужна помощь. Да и зуб пока не болит. Увидеть это сможет только врач стоматолог.

Если такой зуб не лечить, то вскоре в зубе появится отверстие, которое позволит кариесу проникнуть глубоко внутрь. А если вы будете и дальше бояться идти к врачу, глубокий кариес приведет к тому, что зуб начнет сильно болеть, прося вас о помощи. (Макет зуба)

- Как же сделать так, чтобы наши зубы были здоровыми? (Чистить их, полоскать, посещать врача, даже когда зуб не болит)

Правильно, а еще надо есть полезную для зубов пищу.

Вы уже знаете, что для зубов очень опасна кислота, но самое удивительное, что микробы во рту вырабатывают эту кислоту из сахара, который мы едим.

Конфеты, печенье, шоколад, газированная вода содержат очень много сахара. Полезна ли эта еда для зубов? (Ответы детей)

  • У детей, которые очень любят сладкое часто очень больные зубы. Не нужно есть много сладкого.
  • Большой вред вы наносите своим зубам, когда едите сладости или пьете сладкие напитки в перерывах между завтраком, обедом или ужином. Очень вредно есть сладкое перед сном.
  • Конечно, жить совсем без сладкого не стоит, но, съев сладости, нужно почистить зубы или прополоскать рот.
  • Для зубов очень полезна твердая пища. После обеда полезно съесть не конфету, а яблоко, морковь или другой твёрдый овощ или фрукт, а также орехи. К тому же в овощах и фруктах очень много витаминов.

Помогите зубику разобраться, что для него полезно, а что нет. (Слайд 3)

Молодцы, ребята. Вы всё хорошо запомнили. А теперь послушайте советы и решите, правильные они или нет.

1. Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

2. Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!

3. Собираясь в школу рано
Любочка просила маму:
Яблоко я есть не стану,
Дайте лучше карамель,
Шоколадку мне в портфель!
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, в каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? ….(Нет)

Подскажите Любе, что же лучше брать с собой в школу, если вам захочется перекусить? Если вы правильно ответите на этот вопрос, то узнаете, какую работу мы сегодня с вами выполним из Лего.

- Яблоко или конфету? (Слайд 4)

(Раздать схемы по клеточкам). Выполнение работы (плоская аппликация).

Показ работ.

- Во второй части нашего урока вы узнаете, как правильно чистить зубы.