Модуль компьютерной обучающей среды по русскому языку по теме "Склонение имен существительных"

Разделы: Русский язык


Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений и программных средств вычислительной техники. Такого развития ни одной отрасли история науки и техники ещё не знала.

Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, научной и производственной деятельности людей. Она не могла не затронуть систему народного образования. Рассматривая положение, которое в этой системе занял персональный компьютер, мы должны, прежде всего, отметить уникальность этого положения. С одной стороны, он стал естественным объектом учебного процесса, а с другой стороны – сам явился ценным техническим средством обеспечения общего процесса образования.

Работу с компьютером и с прикладными программами изучают в средних школах, в специальных и в высших учебных заведениях. Дополнительно в масштабах страны действует разветвлённая сеть, включающая тысячи независимых курсов обучения работе с вычислительной техникой. Но компьютерные классы и компьютерные курсы сегодня уже далеко не единственные проводники компьютерной грамотности. Преподаватели физики и химии, математики и биологии, русского языка и литературы, географии и истории и других общеобразовательных и специальных дисциплин всё шире и шире используют компьютеры в своей повседневной практике. 

Сегодня не только специалисты программирования, но и учителя-предметники получили возможность создавать свои собственные компьютерные учебники, которые дают ряд преимуществ в процессе обучения:

1).персонализация обучения. Ученик работает с той скоростью, которая его устраивает. Создаётся мотивация в обучении, т.к. ребёнок сам выбирает тот материал, который он недостаточно усвоил, т.е. создаётся впечатление, что ребёнок сам управляет своим учением;
2).максимум наглядности, использование специфических возможностей ЭВМ (графика, видео, звук);
3).наличие обратной связи между обучаемым и компьютером в роли преподавателя, а значит, возможность помощи;
4).интерактивный режим обучения;
5).индивидуальный контроль знаний в виде компьютерных тестов на каждом из этапов обучения, начиная с контроля исходного уровня обучаемого и заканчивая итоговым контролем знаний;
6).возможность обучения по текстовой части учебника на бумажном носителе, являющейся основой компьютерного учебника, без использования дискет и ЭВМ;
7).возможность создания версий учебника с разным уровнем трудности, т.е. индивидуализация обучения;
8).лёгкость регистрации и хранения информации о процессе обучения и работе учащихся;
9).возможность учёта пожеланий обучаемых при доработке компьютерного учебника его авторами.

Отмечая достоинства компьютерного учебника по сравнению с обычным учебником, необходимо отметить, что компьютерный учебник заставляет гораздо более тщательно отбирать материал, ранжировать его по степени значимости, трудности восприятия, возможности самостоятельного изучения.
Темой модуля КОС для начальных классов по русскому языку является «Склонение имён существительных». Выбор обосновывается важностью этой темы, т.к. она по своей значимости в программе третьего класса определена как центральная.

Модуль КОС можно использовать для изучения нового материала, для закрепления или как дополнительное дидактическое пособие.

Модуль КОС не копирует традиционный учебник. В него включены весёлые стихи, содержание которых является новым знанием, и забавные картинки как иллюстрации к этому новому знанию и как наглядное пособие к изучаемому материалу.

Содержание учебника включает в себя следующие разделы:

Часть 1. Падежи имён существительных

  1. Шесть падежей русского языка
  2. Именительный падеж
  3. Родительный падеж
  4. Дательный падеж
  5. Винительный падеж
  6. Творительный падеж
  7. Предложный падеж
  8. Тренировочный тест

Часть 2. Склонение имён существительных

  1. Три склонения имён существительных
  2. Первое склонение
  3. Второе склонение
  4. Третье склонение
  5. Тренировочный тест
  6. Контрольный тест

Так как создан КОС для младших школьников, то в реализации графического оформления я руководствовалась психическими и психологическими особенностями этого возраста. У ребёнка, обучающегося в начальных классах, преобладает непроизвольное внимание. Всё, что ярко, необычно, весело привлекает его внимание и побуждает к запоминанию.
Исходя из этого, я использовали 14 рисунков. Все картинки выполнены в манере детских рисунков. Они не только яркие, красочные, весёлые, но ещё и являются иллюстрациями к изучаемому материалу.

Кроме того, я отказалась от однотипного оформления страниц и использовала различный фон. Для оживления страниц и привлечения внимания задействована gif-анимация. Так на каждой странице в виде эмблемы присутствует вращающийся земной шар на фоне солнечного света.

На странице с оглавлением, вместо маркеров, использованы анимационные картинки с переливающимися шариками. Для навигации по страницам вставлены «настоящие» цветные кнопки. У ребёнка, воздействующего мышкой на кнопку, создаётся иллюзия её утопления.

Для акцентирования внимания и воздействия на зрительную память детей, наиболее важные фрагменты текста выделены цветом.

Структура модуля компьютерной обучающей среды

Компьютерная обучающая среда