Использование динамических таблиц в обучении составлению рассказов детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Разделы: Логопедия


Развитие связной речи с каждым годом становится все более актуальной темой. Снижение уровня бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно - примитивная речь, звучащая с экранов телевизоров - все это предпосылки и угроза языковой катастрофы. Связная речь предполагает овладение богатейшим запасом языка, усвоение языковых норм и законов, практическое усвоение языкового материала, умение полно и связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, которое состоит из связных предложений.

Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности обучения в школе:

  • обладая хорошо развитой речью, ребенок, может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы;
  • последовательно и полно, аргументировано и логично, излагать свои мысли и суждения;
  • воспроизводить тексты из учебников, произведения художественной литературы и народного творчества любой сложности;
  • писать программные изложения, сочинения, эссе, что является более высоким уровнем развития связной речи.

Формирование связной речи у детей - это изначально сложный процесс, который усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи или задержка речевого развития.

Формирование связной речи приобретает особое значение из-за дефекта и становится целью всего коррекционного процесса. Цель труднодостижимая, требующая длительной, кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и самого ребенка.

Одним из видов работы по формированию связной речи является составление рассказов с помощью моделей.

Такие тексты имеют огромное значение для следующего:

  • качественного и количественного обогащения словарного запаса;
  • формирования грамматического строя речи, закрепления использования разнообразных, в том числе сложных грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний;
  • развития способностей к речевому самоконтролю, к формированию планирующей функции речи;
  • воспитания чувств языка, "языкового чутья", внимания к слову; усвоения некоторых художественных приемов, средств литературного языка и языка устного народного творчества;
  • параллельно и одновременно с речевыми процессами совершенствуются познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, представление, воображение, восприятие и собственно сама речь, как высшая психическая функция.
  • неоценимое значение составления рассказов и для закрепления правильного, чистого, устойчивого звукопроизношения.

У детей с речевыми нарушениями, наблюдаются трудности в овладении навыками составления рассказов, из-за неточности зрительного и слухового внимания, малого объема запоминания, нарушения познавательной сферы, бедности словаря. Детям нелегко дается линия сюжета, и поэтому серьезной проблемой является систематизация материала, изложение в нужной последовательности, по определенному плану.

Словесный метод обучения без опоры на наглядность редко дает хорошие результаты, что объясняется возрастными и психологическими особенностями детей. Поэтому целесообразно использовать дополнительные приемы обучения, облегчающие запоминание и воспроизведение рассказов.

Сюда, прежде всего, относятся такие методы, как:

  • многократное чтение;
  • использование наглядности;
  • составление плана высказывания (схемы, мнемотаблицы);
  • драматизация;
  • работа по вопросам и так далее

Наиболее эффективно сочетание наглядных и словесных методов, то есть показ картинки, схем, дополняемый правильным речевым образцом. Наблюдение и рисование развивают восприятие, помогают осознать логику плана, учат составлять план высказывания.

В настоящее время использование моделей и схем в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется такими специалистами, как Т. А.Ткаченко, Г.П. Ванюхина, Н. И. Турьева, З.Е. Агранович, М.А. Беженова.

Модель (лат. - мера, образец) - это в широком смысле любой образец, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертежи и т.д.) какого-либо объекта, процесса или явления ("оригинала данной" модели), используемый в качестве его "заместителей", "представителя", отображающие в более простом уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта и облегчающие процесс информации об интересующем нас объекте. В качестве моделей могут выступать знаковые системы:

  • воспроизводящие некоторые свойства системы оригинала;
  • способные замещать, представлять изучаемую систему в определенных отношениях;
  • позволяющие проверять истинность и полноту представлений об изучаемой системе, получать о ней информацию.

Говоря об использовании моделей и схем в работе с детьми дошкольного возраста, необходимо вспомнить, каковы же психологические условия, а именно - конкретные формы детской деятельности: учеба предпосылки восприятия. Исследования Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н. показали, что определяющее значение для психологического развития имеют внешние, труд, игра. Как и любая деятельность состоит из операций. Исследования Гальперина, показали, что умственные операции формируются путем перехода внешних, практических действий во внутренние, психические, т.е. развитие форм мышления в онтогенезе идет от наглядно - действенного мышления (руками) к наглядно - образному (оперирование образами и представлениями) и далее к логическому или абстрактному мышлению.

Изучая особенности форм мышления, Венгер Л.А. говорил, что образное и следующее за ним логическое мышление отличаются степенью обобщенности, но они тесно связаны и переходным звеном между ними является схематическое мышление - "то, что дети хорошо понимают схематические изображения знакомых предметов, объектов и отношений между ними и устанавливают новые отношения, говорит о применении ими схематических образцов, замещающих отношение реальных объектов при выполнении умственных операций". [5, с. 19]

Венгер Л.А.считает, что возрастные сроки освоения разных форм мышления подвижны, но приблизительно они таковы: от 3-4лет - образное мышление; с 5 лет образно - схематическое мышление.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм (мышления) сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы).

Следовательно, использование моделей и схем работе с детьми дошкольного возраста психологически оправдано. Более того, по мнению Эльконина Д.Б., "переход форм мышления, в которых имеет место своеобразный отрыв действий от реальности, идет успешнее, если этот отрыв выступает не сразу, а проходит промежуточные стадии, когда ребенок воспроизводит действие" с заменителями реальных предметов - моделями и схемами" [6,с.27]

Необходимо вспомнить, что связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и запрограммированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Особое место в работе с такими детьми занимает использование в качестве дидактического материала таблиц для составления рассказов. Это схема, в которую заложена определенная информация. Набор картинок, подобранных в определенной последовательности, представляет модульную (целостную) систему знаков - реалистических рисунков для развития речи и мышления. Такая таблица является планом, который помогает детям наиболее полно, логично, связно и непрерывно пересказать текст.

Способность к замещению является - фундаментальной особенностью человеческого ума. И если необходимо развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению к различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить детей читать графическую аналогию.

Графическая аналогия - умение обозначить каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т.е. пользоваться заместителями. Набор картинок при этом рассматривается не как средство художественного воспитания. Они выполняют другую функцию: выступают в качестве знаковой системы, способствуют развитию речи и мышления, в итоге - умственному развитию

Используются схемы при обучении детей отгадыванию и самостоятельному составлению описательных загадок, рассказов - описаний, составлению рассказов из опыта детей.

Целью таких занятий являются: развитие речи, мышления, памяти, умения выделять основные признаки предметов, умение выделять существенный признак предмета.

Таким образом, определяя факторы, облегчающие формирование связного рассказа мы выделили наглядность и план высказывания. Ещё

Выгодский Л.С. отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схем всех конкретных элементов высказывания, последующее звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Работа строится по принципу от простого к сложному, и от частного к общему. Вначале детям предлагается изображение тех предметов, которые наиболее часто встречаются в их повседневной жизни, с которыми они действуют в разных ситуациях и видят их в разных сочетаниях. Это, прежде всего такие характеристики, как цвет, форма, размер, материал из которого предмет изготовлен, Вначале ребенок учится рассматривать изображение, узнавать знакомые характеристики, затем начинается процесс выдачи информации незнакомой ребенку опосредованно, а полученной в ходе обучения, вводятся такие понятия, его части, как назначения (действия).

Мы решили, обучать детей составлению рассказов описаний, постепенно увеличивая количество пунктов плана от 5 - до 9, (смотреть приложение 2) и постепенно переходя от простого описания предметов к более абстрактному описанию явлений связанных с общественной жизнью. Вначале за основу брали схемы, предложенные Т. Ткаченко с опорой на основные свойства предметов. Так описывая игрушку, дети определяли цвет, форму (если определение формы было невозможно, этот пункт опускался), размер, материал, части игрушки (если определение составных частей было невозможно, этот пункт опускался), действия с игрушкой. При этом, вначале обучения, логопед подбирал игрушки, при описании которых использовались бы все пункты плана (пирамидка, матрешка, машинка, коляска, кукла и т.д.), затем, когда дети хорошо освоили схему, они описывали игрушки, при описании которых использовались бы не все пункты, а выборочно: мяч, скакалка, кубики, мишка и т.д. Подобные схемы разработаны по многим темам, и в настоящее время широко представлены в разных вариантах в литературе.

Нельзя не отметить, что дети даже высокого уровня развития не в состоянии составлять рассказы без опоры на эти схемы. Выделенные существенные признаки предметов по группам позволяют способом сравнения выделять существенные признаки с опорой на жизненный опыт детей.

Труднее обстоят дела с абстрактными понятиями, так при составлении рассказов о временах года, детям необходимо повторять многократно абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, такими как пасмурное небо, моросящий дождь, пожухлая трава и так далее, для того чтобы эти слова и выражения закрепились в активном словаре детей.

Далее процесс составления рассказов усложняется, так как усложняется уровень предлагаемой информации. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети узнают, что такое Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, кто такой Президент России. Демонстрируются фотографии губернатора Челябинской области, мэра города Магнитогорска, флаги области и города, герб столицы России и города Магнитогорска, определяется место и значимость родного города в жизни России.

Таким образом, дети узнают еще более абстрактные понятия и учатся рассказывать о своей родине, городе, о своем доме и праздниках, которые отмечает вся Страна. И в помощь для составления плана высказывания вводятся новые разработанные схемы, уже с опорой на предлагаемый рассказ и полученные знания дети учатся составлять рассказ о родной стране, родном городе, доме, в котором он живет, о праздниках, которые он отмечает вместе с родными и близкими: Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День космонавтики.

Впервые совместно с детьми рассматривается такое важное событие для России, как празднование Олимпиады в городе Сочи. Детям рассказывается о значении спорта, олимпиадах.

На первом году обучения почти все детские рассказы повторяют рассказ логопеда, но на втором году и у некоторых детей первого года обучения в рассказах проявляется творческая сторона, они вносят в него свои знания, раскрывают свое отношение.

В ходе таких занятий реализуются задачи воспитательного, образовательного и коррекционно - развивающего характера. У детей развивают чувства любви к семье, к детскому саду, родному городу, родной природе, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике - флагу, гимну, гербу, к событиям и датам, важным для всей страны, к своей семье, и параллельно этому у ребенка формируется навык связного рассказа.

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать следующий вывод, что использование схем при составлении рассказов облегчает овладение связной речью, наличие зрительного плана, делает рассказы более точным, яркими, насыщенными. У детей расширяются знания, представления об окружающем мире, активизируется словарь, формируется грамматическая сторона речи, развивается связная речь, закрепляются навыки планирования высказывания, дети учатся строить внутренний план высказывания с опорой на наглядность и без этой опоры.

Таким образом, использование сочетания различных методов и приемов в работе по развитию связной речи, дает большие возможности для психо - речевой компенсации детей с речевой недостаточностью, а именно:

  • дети научаются планированию своего высказывания;
  • быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;
  • успешно развивается речевая сноровка;
  • обеспечивается психологический комфорт во время занятий;
  • дети запоминают большее количество речевого материала, в котором успешно закрепляются навыки связного высказывания;
  • активизируются и восстанавливаются высшие психические функции (память, внимание, восприятие, мышление)

Практический материал представлен в приложении № 1 - конспекты занятий.

Литература:

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего возраста с ОНР - М. Гном и Д, 2001.
  2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников - М. Просвещение, 1985.
  3. В.П. Глухов Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР - М., Аркти, 2004.
  4. Подготовка детей к школе в детском саду / под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Педагогика 1980.
  5. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов - Дошкольное воспитание - 1990 - № 10 - с.16.
  6. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М. Учпедгиз, 1960.