Урок по русскому языку. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Повторение изученного об имени прилагательном и об имени существительном.

Тип урока: Обобщение знаний.

Цели урока:

Образовательная: обобщить знания о сходствах и различиях между данными частями речи; формировать умение правильно и точно употреблять их в речи.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь, внимание.

Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.

Ход урока

У: Ребята, сегодня мы с вами на уроке повторяем всё, что изучили об имени существительном и прилагательном.

1. Словарная работа

На доске:

Он без рук, он без но…
Из з…мли пр… биться смог
Вас он лет.., в самый зной
Л…дяной поит в…дой.
(Родник.)

(Слабые ребята, списывают с комментированием в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, и отгадывают загадку, называют существительные и прилагательные.)

В это время группа детей (средние) самостоятельно работают на листочках.

Замените предложение словосочетанием:

Багаж по весу (тяжелый багаж).
Яблоко по размеру (большое яблоко).
Ворона по цвету (чёрная ворона).
Газета по времени издания (вчерашняя газета).

У: Что записали? Из каких частей речи состоят словосочетание? Написание каких слов надо запомнить?

Ребята, вы правильно отгадали загадку, это родник. Сегодня мы тоже с вами соберём родничок из капелек воды. За каждое выполненное правильно задание вы будите получать капельку воды, и получится целый родник. Итак, приступаем к работе.

2. Работа в тетради

У: Запишите родственные слова к слову родник: род, родничок, родня, родной, народ.

Выделим корень. Подчеркните слова, которые являются здесь проверочными словами для других слов.

К слову родник подберите синонимы: (ключ, источник - объясните лексическое значение этих слов).

Теперь работа идёт по рядам: 1-й ряд - составляет предложение со словом родник в И.п, 2-й ряд - предложение со словом ключ в Р.п, 3-й ряд – составляет предложение со словом источник в Д.п (проверка).

Ребята, а что нужно сделать для того, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательных? (Ответы детей.)

А чтобы это проверить выполним задание:

- К прилагательным сильный, большой подберите противоположные по смыслу и составьте с ними предложения так, чтобы прилагательное было м.р, с.р, в Т.п. и П.п.

3. Работа по учебнику

Выполняется упражнение 358, в котором надо ответить на вопросы. По этим вопросам составляется таблица и вывешивается на доске.

Существительное

Прилагательное

1. Часть речи

1. Часть речи

2. Предмет

2. Признак предмета

3. Кто? Что?

3. Какой? Какая? Какое? Какие?

4. По падежам и числам

4. По падежам, числам, родам в ед.ч.

5. Подлежащее

5. Определение

4. Физкульт. минутка

(Один ученик показывает, а остальные повторяют.)

Есть один седой старик
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
Словом, в разные предметы.

Художницу нашу знает весь свет, Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какое? Какая? Какие?

Игра «Порисуем на ладошке»

Учитель называет словосочетания существительного с прилагательным.

1-й ряд – голубое небо.
2-й ряд - яркий день.
3-й ряд - тёмная ночь.

Дети на ладошке своего товарища пишут род. И делают вывод: какого рода существительное, такого рода и прилагательное.

5. Работа с текстом

«Этим строкам из поэмы о Русской земле больше 700 лет. Природа нашей Древней Руси была богаче нашей. Поэт пишет о дубравах частых, о зверях различных и о птицах бесчисленных. Дубравы росли на берегах лесных рек, и такие, что из одного дуба можно было выдолбить большой корабль и перевозить на нём людей и различные грузы». Сейчас таких дубрав не осталось. Почему? Что нужно делать?

У: Просклоняем словосочетания: крутая гора, великий народ, холмы высокие. (По рядам.)

- Какие прилагательные склоняются одинаково?

- На какой вопрос отвечают прилагательные во мн.ч?

У: Молодцы! Посмотрите какой у нас получился родник знаний, сколько много у нас капелек. А чтобы этот родник забил, составим о нём предложение и запишем его в тетрадь.

- Среди, журчит, маленьк.., и, струйкой, светится куст.., родник, прозрачн.., и,
кочек.

6. Подведение итогов урока