Урок по обучению грамоте

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Творчество А. С Пушкина».

Цели урока:

  • знакомство с творчеством русского классика А.С. Пушкина;
  • формирование  читательских навыков;
  • привитие интереса к самостоятельному чтению;
  • развитие внимания, памяти, пополнение словарного запаса;

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Стихотворение читает учитель.

О чём-то скрипит половица,
И спицам опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки… 
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски….
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка….

– Ребята, что же мы будет читать сегодня на уроке? (Сказки)
– Я предлагаю вам немножко поиграть, я буду называть сказочных персонажей, а вы будете добавлять слова определения:

Кощей (Бессмертный)
Василиса (Прекрасная)
Братец (Иванушка)
Сестрица (Алёнушка)
Змей (Горыныч)
Баба (Яга)
Елена (Премудрая)

– Молодцы, ребята!
– У нас беда! Пока я несла вам сказки, название сказок рассыпались, давайте соберём их. Соединим начало и конец сказок.

На доске:

Заяц                  гуси        ряба          Маша    
Хвастун      медведь        лебеди      курочка.

(Дети соединяют начало и конец сказки, читают их названия)

– Ребята, а кто написал эти сказки? Как они называются? (Народ, народные)
– А какие ещё бывают сказки? (Авторские)
– Давайте, отгадает кроссворд со сказками, которые написал этот сказочник  и в выделенных клетках прочитаем фамилию сказочника.

2. Вопросы кроссворда.

1. А сама-то, величава
Выступает будто (пава).

2. Ой, вы, гости, господа
Долго ездили куда?
Ладно, за морем иль худо?
И какое в свете (чудо).

3. Кто скорее из нас
Обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят тебе (мешок).

4. А сидит в нём князь Гвидон
Он прислал тебе (поклон).

5. Коли красная девица 
Будь нам милая (сестрица).

6. Инда плакал царь Додон
Инда забывал и (сон).

Дети читают в выделенных клетках фамилию Пушкин.

– Далее идёт презентация про жизнь А.С. Пушкина.

3. Физкультминутка

4. Работа в группах

1 группа хорошо читающие дети:

– Вставить в отрывок из сказки пропущенные слова

Три девицы под … 
Пряли поздно …  
«Кабы я была …
Говорит одна …
То на весь крещённый …
Приготовила я п …

Слова помощники: пир, окном, царица, мир, девица, вечерком.

(Дети называют сказку).

2 группа (плохо читающие дети):

– Прочитайте отрывок из сказки:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

(Дети называют сказку).

– Ребята, а если бы вам попалась золотая рыбка, что бы вы её попросили?

5. Работа с учебником

Учитель читает отрывок из сказки в азбуке на стр 219.

– Из какой это сказки? О чём говорится в отрывке?
– С кем беседовал жених?

6. Повторное чтение отрывка детьми

– Сейчас мы ещё раз прочитаем отрывок, а вы подумайте , сколько человек нам потребуется, что бы прочитать его по ролям?
– Прочитайте отрывок по ролям (хорошо читающие ученики).
– Как  жених величает месяц?
– Что, вы можете сказать об их культуре общения? (Вежливы, уважительны друг к другу).

7. Рефлексия

– Сегодня мы ещё раз почувствовали волшебную силу пушкинского стиха. И давайте раскрасим рыбку, лежащую на вашем столе, как вы сегодня чувствовали себя на уроке.