Внеклассное занятие в 8-м классе "Я и другие. Общение и конфликт"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Дать понятие общения и конфликта.
  2. Коррекция межличностных отношений
  3. Воспитание коммуникативных навыков, умения выходить из конфликтных ситуаций.

Оборудование:

  • проектор,
  • карточки с заданиями,
  • конверты для подгрупповой работы,
  • изображение дерева,
  • листочки и фрукты,
  • бланки тестов.

Ход занятия

I. Оргмомент.

1. Разминка "Выброс пальцев"

Восп.: В рыцарские времена в обращение между людьми было введено рукопожатие. Этот жест указывал на то, что рыцарь безоружен и открыт для общения с партнером. Сейчас этот жест играет ту же роль: когда мы пожимаем руку партнеру, мы без слов говорим ему, что считаем его своим другом.

Думаю, мы имеем все основания для того, чтобы обменяться рукопожатием. Только сделаем это необычно. Сейчас на счет "три" мы, стоя в кругу, выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача - не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое количество пальцев, пожимают друг другу руки.

(после приветствия все рассаживаются полукругом)

2. Сообщение темы занятия.

Мы с вами живем среди людей. Наше время - время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни. Это искусство нравиться людям, искусство слушать и понимать других людей и искусство сотрудничать с другими людьми.

И этому искусству мы с вами будем учиться на занятии, которое называется "Я и другие. Общение и конфликт".

3. Работа над понятием "общение".

Первое впечатление о человеке складывается за первые 10-15 секунд. Чтобы расположить к себе человека, нужно сделать 4 психологических "подарка": комплимент, улыбка, имя собеседника, поднятие его значимости.

Воспитатель показывает пример, дети повторяют.

А сейчас мы с вами попытаемся создать "общительного человека".

Работа в подгруппах - детям выдаются шаблоны человека из бумаги, в конвертах - улыбка, глаза, брови (наклеиваются на лицо вверх или вниз уголками), на фигурке пишутся качества (по мнению детей). Фигурки вывешиваются на доску, сравниваются, качества дополняются после совместного обсуждения.

Вот перед нами 2 образца общительного человека - по вашему мнению. Как вы считаете, как близко вы подходите к этому образцу?

Тест - игра "самооценка" - займите то место, как близко или далеко вы находитесь от идеала. ( Воспитатель занимает место вместе с детьми в отдалении от доски)

А как же нам приблизиться к идеалу? Давайте попробуем построить мостик. Для этого каждый из вас возьмет по "кирпичику". Затем вы будете класть свой кирпичик на пол, громко называя условие. И по этой дорожке мы дойдем до идеала общительного человека.

Кирпичики: стать терпимее, научиться слушать и понимать, стать доброжелательнее, чаще улыбаться людям, быть более вежливым, помогать другим людям.

4. Мы все разные.

Итак, мы с вами выяснили, что значит общительный человек, и мы помним, что живем мы среди людей и все мы разные.

Я предлагаю вам простое упражнение "Снежинки". Возьмите молча листок бумаги, сложите его пополам, оторвите верхний правый угол. Еще раз сложите пополам, оторвите верхний правый угол. (повтор 3-4 раза). А теперь разверните свои листы и покажите друг другу свои снежинки.

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, а ведь инструкция была одна. А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и однообразным. Так и с людьми. Если все люди будут одинаковыми, жить станет неинтересно. А среди разных людей неизбежно возникают разногласия. Их называют конфликты.

5. Работа над понятием "Конфликт"

Что такое, по-вашему, конфликт? Ответы напишите на листочках.

Эти листочки мы с вами прикрепим к дереву знаний, которое в конце нашей работы, если мы будем работать дружно и хорошо, покроется плодами.

Листочки прикрепляются к дереву после зачитывания.

Определение конфликта на слайде, его обсуждение.

Как вы считаете, нужны ли нам конфликты? В обществе конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развития семьи, школы любой организации, государства, общества и человечества в целом. В какой - то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности.

  • Попадали ли вы в конфликтные ситуации?
  • Бывают ли у вас конфликты с родителями? В чем?
  • А с друзьями? В чем?
  • Как вы реагируете на них?

Обсуждение ответов детей.

Мы по-разному реагируем не только в разных ситуациях, но и в одной и той же ситуации, но с разными людьми. Представьте, что:

  • Вы узнали, что вашего друга сильно обидели. Что вы будете делать, если это другой ваш друг? Посторонний парень?
  • Вам на рынке продали некачественный товар. Брак вы заметили позже. Как вы поступите, если продавец младше вас? Огромный и очень сильный парень?

Вывод - как видно, даже в сходных ситуациях, но с разными людьми мы реагируем по-разному.

А сейчас мы с вами попробуем рассмотреть несколько способов выхода из конфликта.

Упражнение "Ответь с улыбкой"

Можно обойти конфликт, если ответить с улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а если и спорят, то всегда приятно, с улыбкой, с шуткой.

Я предлагаю вам ситуации, а вы попробуйте ответить с улыбкой.

Ситуации индивидуальные, в конвертах.

Упражнение "Досчитай до десяти"

Если вы чувствуете, что вот-вот взорветесь и начнете кричать, глубоко вдохните и досчитайте до десяти. Это даст вам время успокоиться и справиться с эмоциями.

А сейчас мы проверим, насколько вы умеете справляться с конфликтными ситуациями.

Тесты на индивидуальных бланках.

1. Можете ли вы в приступе ярости разбить посуду?

А. Да, это возможно.
Б. Ну, если меня вынудят, то могу.
В. Нет, это только ухудшит ситуацию, да и посуду жалко.

2. Споры, в которых участники придерживаются разных мнений...

А. Не нужны.
Б. К сожалению, необходимы.
В. Ничего не дают.

3. Двое друзей начали горячо спорить. Твои действия

А. Буду держаться в стороне.
Б. Меня это развеселит.
В. Попробую их помирить.

4. Ваш друг несколько дней сильно раздражен.

А. Спрошу, что случилось.
Б. Попрошу его быть сдержанным .
В. Буду избегать общения с ним .

5. За соседним столиком в кафе кто-то делает обидные замечания по вашему поводу.

А. Дам отпор.
Б. Я пересяду за другой столик,
В. Меня это не волнует.

Результаты. Подсчитайте количество баллов, пользуясь таблицей.

  1 2 3 4 5
А 1 3 1 2 2
Б 3 2 3 1 3
В 2 1 2 3 1

6-9 баллов

Вы придаете большое значение хорошим отношениям и поэтому стараетесь возникающие конфликты разрешать мирным путем. К сожалению, это не всегда возможно. Иногда, чтобы добиться результата, необходимы и спор, и борьба.

10-14 баллов

Вы никогда не злитесь по пустякам, и поэтому вас практически невозможно вывести из себя. Прежде чем начинать спор, вы всегда пытаетесь оценить ситуацию. Если начинается ссора, вы сохраняете завидное спокойствие.

15-18 баллов

В любой ситуации для вас прежде всего важна ясность. И ее вы будете добиваться любой ценой, иногда даже через конфликт. И, конечно же, иногда вы бываете чересчур эмоциональны и неоправданно резки.

6. Итог занятия.

Что нового вы узнали сегодня на занятии? Ответы напишите на яблоках и прикрепите их к нашему дереву Знаний. Как видите в результате нашей работы дерево Знаний дало плоды, значит мы хорошо поработали.

А теперь сделаем такое упражнение. На одну ладонь мысленно положим те знания, с которыми мы пришли на занятие, а на другую - те, которые получили на занятии. А теперь с громким хлопком соединим ладони и скажем "Готово!"

По пятибалльной системе оцените занятие выбросом пальцев правой руки.