Повторение и решение задач по теме "Количество теплоты" (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель урока:

1) Заключить и систематизировать знания, закрепить навыки решения качественных и расчетных задач.

2) Научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение понимать окружающие явления.

3) Развить логическое мышление и творческую активность учащихся.

4) Осознание жизненной значимости знаний по предмету.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация.

Тест

1.Обозначение количество теплоты

1) с 2) m 3) Q 4) L .

2.Физическая величина, показывающая какое количество теплоты необходимо для изменения температуры вещества массой 1 кг на 1 ºС.

1) λ 2) q 3) с 4) t

3.Обозначение удельной теплоты плавления.

1) λ 2) F 3) q 4) V

4) Физическая величина, показывающая какое количество теплоты выделяется при полном сгорании 1 к г топлива.

1) c 2) q 3) λ 4) Q

5. Единица измерения удельной теплоемкости.

1) Дж 2) Дж/кг 3) Па 4) Дж/кгºС

6. Единица измерения количества теплоты .

1) Дж 2) ºС 3)Дж/кг 4) кг

7. Формула, которая применяется для вычисления количества теплоты при нагревании или охлаждении .

1) Q = cm ∆t 2) Q = λm 3) Q = qm 4) m = ρV

8. Формула применяемая при процессе плавления или отвердевания.

1) Q=qm 2)Q=λm 3)Q=cm∆t 4)Q=Lm

9. Какой из графиков соответствует процессу плавления.

10. Какой из графиков соответствует процессу нагревания без перехода в другое агрегатное состояние.

11.Прибор для измерения температуры.

1) мензурка; 2) термометр; 3) весы; 4) калориметр.

12. Теплоизолированный прибор, применяемый во многих опытах по тепловым явлениям.

1) мензурка; 2) калориметр; 3) термометр; 4) весы.

III. Решение качественных задач.

На улице глубокая осень. Скоро подует холодный ветер, земля покроется белоснежным ковром. Давайте совершим мысленно экскурсию на зиму.

Сейчас мы решим качественные задачи и эти задачи все каким то образом связаны с зимой, т.е. задачи на зимнюю тему.

  1. Почему на севере для измерения температуры воздуха, пользуются не ртутными термометрами, а спиртовыми?
  2. Ускорится ли таяние льда, в теплой комнате, если накрыть его шубой?
  3. Если, при сильном морозе, мокрой рукой взяться за металлический предмет, то рука примерзнет к металлическому предмету, к деревянному нет. Почему?
  4. Налили чай в стакан с сахаром и в пустой стакан. В первом стакане температура будет ниже. Почему?
  5. Почему зимой при длительных остановках, воду из радиатора автомобиля выливают?
  6. Можно ли заморозить воду расплавленным металлом?
  7. Зимой в городах тротуары посыпают солью. Почему при этом снег тает?
  8. Где нога мерзнет быстрее: на тротуаре с посыпанной солью или на тротуаре со снегом?

IV. Повторение формул.

V. Повторение алгоритма решения задач на тепловые процессы.

VI. Составление и решение задач по картине. Рисунок 1

  1. Ознакомление с картиной.
  2. Выбор данных.
  3. Составить задачу, которая решается одной формулой
  4. Составить задачу, которая решается двумя формулами
  5. Составить задачу, которая решается тремя формулами
  6. Составить задачу, которая решается используя четыре формулы.

Выбор наиболее удачной задачи и решение этой задачи.

VII. Подведение итогов.

VIII. Домашнее задание.

Составить и решать одну задачу, которая решается использованием трех или четырех формул.