Урок обществознания "Символы государства"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Раскрыть значение слов: «гражданин», «государство», «конституция».
  • Перечислить права и обязанности граждан.
  • Уметь начертить схему «Органы государственной власти».
  • Рассказывать о государственной символике.

Оборудование: карта РФ, флаг, герб, гимн, схема органов управления государственной власти, портрет президента России.

Эпиграф: «Любит Родину не тот, кто о ней говорит, а тот, кто для неё действует».

План урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного. Тест «Священная война».

III. Постановка учебной задачи.

IV. Решение учебной задачи.

  1. Кто такое «гражданин»?
  2. Права и свободы граждан.
  3. Конституция – Главный Закон нашего государства.
  4. Что такое «государство»?
  5. Органы управления.
  6. Государственная символика.

V. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

Оформление доски: приложение 1.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

- Сегодня на уроке мы должны многое вспомнить, повторить, закрепить, а также познакомиться с новыми понятиями. Я обещаю вам, что вас ждут много интересного при условии, что вы будете активными участниками нашего урока.

Итак:

Москва,
Как много в этом звуке
Для сердца русского, слилось
Как много в нем отозвалось!

- Почему такие сокровенные чувства мы испытываем, видя этот город или читая о нем? (Обсуждение).

Дети: Это самый главный город России.

- Это любимый город.

- Это столица нашей Родины.

- А что такое Родина?

Дети: Государство, где ты родился, учился, живешь.

- Как называется наша Родина?

Дети: Россия, Отечество, Русь (карта России).

Учитель: - Наша страна сейчас готовится к важной дате, которую мы будет отмечать в 2010 году. О какой дате идет речь?

Дети: 65-тилетие Победы в Великой Отечественной войне.

Учитель: Не так давно мы с вами изучали ВОВ, многое узнали. Мы должны помнить о событиях тех лет, не забывать, какой ценой была завоевана победа.

II. Тест «Священная война» (выполняется на листочках).

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

в

а

б

а

а

б,в

а

б

1.

Начало ВОВ.

 

А) 22 июня 1941 г.;

Б) 22 июня 1940 г.

2.

Где впервые «непобедимая германская армия» потерпела крупное поражение?

 

А) под Ленинградом;

Б) под Москвой;

В) под Ростовом-на-Дону

3.

Кто совершил первый ночной таран в небе над Москвой?

 

А) В.П. Чкалов;

Б) Г.Ф. Байдуков;

В) В.В.Талилихин

4.

Какой город оказался в августе 1941 г. в чудовищной блокаде?

 

А) Ленинград;

Б) Москва;

В) Сталинград

5.

Как называли дорогу через Ладожское озеро?

 

А) Дорога смерти;

Б) Дорога жизни

6.

Как дети помогали взрослым во время войны?

 

А) Работали на заводах и фабриках;

Б) Лечили раненых;

В) Делали взрыватели к минам

7.

Кто был заместителем Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина в годы ВОВ?

 

А) Г.В. Жуков;

Б) А.В. Василевский;

В) С.К. Тимошенко

8.

Каких высших наград был удостоен маршал Г.В. Жуков?

 

А) Ордена Славы;

Б) Ордена Победы;

В) Ордена Суворова I степени

9.

Когда закончилась ВОВ?

 

А) 9 мая 1945 г.

Б) 1 сентября 1945 г.

В) 22 июня 1945 г.

10.

В каком городе войска окончательно уничтожили армию Гитлера и провозгласили Победу?

 

А) в Москве;

Б) в Берлине;

В) в Париже

III. Постановка учебной задачи.

- Продолжая говорить о нашей Родине, я хочу предложить эпиграф урока: «Любит Родину не тот, кто о ней говорит, а тот, кто для неё действует». (Обсуждение, примеры.)

(Гражданин Минин, Пётр I, Екатерина Великая и т. д.)

- За что удостоили такой памяти гражданина Кузьму Минина?

(Он не щадил своей жизни, чтобы спасти Отечество, Россию).

IV. Решение учебной задачи.

1. – Чем же гражданин отличается от человека?

(Обсуждение.)

- Человек – это широкое понятие, относящееся к нам с вами. (родился человек, болеет человек, учит человек, трудится человек, наслаждается музыкой и т.д.) А если мы поставим вместо этого слова «гражданин» будет звучать как-то не так.

Вывод: Гражданин – это не все то, что вмещает в себя человек.

- Так за что называют гражданином Кузьму Минина?

- За то, что он встал на защиту Родины, за общее дело. Таким образом, он ощутил свое право стать спасителем Отечества, т. е. право гражданского участия в решении главных вопросов в жизни страны. Он выполнил одну из главных обязанностей – встал на защиту Отечества.

2. Учитель: - Много лет назад, когда появились на Земле люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

  • Что люди могут делать, а что нет?
  • Что они обязаны делать, а что нет?
  • На что они имеют право, а на что нет? и т.д.

Без ясного ответа жизнь их превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И тогда люди взялись за решение главных вопросов.

В обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах. И конечно поиск ответов на главные вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу. Многие герои ваших любимых сказок и произведений занялись решением вопросов о правах человека (выступление детей).

Гражданин – это лицо, обладающее определенными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами.

Но пользоваться правами, не имея обязанностей просто невозможно.

Какие могут быть обязанности? (Обсуждение).

3. Все права и обязанности гражданина описаны в Главном Законе нашей страны – это Конституция.

- А какие еще законы вы знаете?

- Закон об образовании, закон о труде, уголовные законы (объяснение).

Главная мысль Конституции – это человек, его права и свободы, являющийся высшей ценностью.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года.

Учитель: Мы имеем право на труд, а на отдых?

(Физкультминутка.)

4. – Говоря о правах, надо добавить, что гражданин имеет право избирать и быть избранным (с 18 лет) с 21 года.

- В начале урока вы сказали, что страна – государство (имея в виду его территорию).

Однако у слова «государство» есть и другое значение – это организация, осуществляющая власть в стране. Государство принимает законы, охраняет права граждан. Его основная задача – организовывать жизнь людей в обществе, следить за порядком, выполнением принятых законов.

5. Главой государства является президент.

Президент – Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Российской Федерации.

Парламент – законодательный орган.

Правительство – исполнительная власть.

6. - Каждый человек, живущий на нашей планете, независимо от расовой принадлежности, цвета кожи, религии испытывают чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа важное значение. Символы вызывают у нас определенные представления (например, говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню, о США – статую Свободы, небоскребы и т.д.)

Символы Родины - что это такое для нас? (бескрайние просторы полей, белые березы, Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного Солдата в Москве или в другом городе – это тоже символы России.)

Но есть главные символы, о которых должен знать каждый гражданин – Герб, Флаг, Гимн. (Выступление детей, исполнение гимна.)

Вывод: К государственным символам всех стран нужно относиться уважительно, чтить их. Посягательство на Герб, Флаг во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране, ее населению.

V. Рефлексия.

1. Какая дата в 2010 году? (65-летие Победы).

2. Кто такой «гражданин»?

3. Главный закон – Конституция.

4. Главные символы - Герб, Флаг, Гимн. К ним надо относиться уважительно, чтить их.

Возвращаясь к эпиграфу урока: «Любит Родину не тот, кто о ней говорит, а тот, кто для нее действует» (то есть защищает, является гражданином, чтит и уважает символы государства).

Вывод урока: Героем можешь ты не быть, а гражданином быть обязан.

VI. Домашнее задание. Беседа 20.