План-конспект урока + презентация к уроку биологии по теме "Цветок – орган семенного размножения"

Разделы: Биология


Структура и тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: Изучить особенности строения и многообразия цветков;  привить практические умения и навыки по распознанию  и охране цветков.

Метод: Рассказ, беседа, работа с учебником, лабораторная работа.

Оборудование: живые цветки (глоксинии, примулы, герани, бальзамина и.т.д.); консервированные цветки вишни, яблони, кукурузы; модель цветка, таблица, лупы, лабораторное оборудование, компьютер «ViewSonic».

Ход урока

I. Индивидуальный опрос.

  1. Размножение растений корневыми отпрысками.
  2. Размножение растений корневыми черенками, листьями.
  3. Работа по карточкам. (Учащиеся выполняют за партой в тетрадях).

II. Новая тема.

Эстетическое воспитание. (Приложение 1)

1. Перед изучением нового материала учитель зачитывает строки из поэмы В.Солоухина:

Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на Земле не умеет.
Из одной и той же черного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!

2. Рассказ учителя. Значение цветка.

3. Строение цветкарассказ учителя с элементами беседы.

а) Вспомните какое строение имеет цветок?

Приложение 2

4. Рассказ учителя. Цветки правильные и неправильные. Формула цветка.

5. Для изучения строения цветка, проводится лабораторная работа по инструктивной карточки учебника стр.128 §28 (В.В.Пасечник)

«Строение цветка»

  1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки, пестик.
  2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
  3. Рассмотрите строение тычинок под лупой.
  4. Рассмотрите строение пестика под лупой.
  5. Определите, какой околоцветник у данного цветка – простой или двойной.
  6. Составьте формулу изученного цветка.

III. Закрепление. (Беседа. Фронтальный опрос).

  1. Из каких частей состоит цветок?
  2. Назовите главные части цветка?
  3. Каково строение пестика и тычинок?
  4. Почему нужно беречь цветы у растений?

Вывод: Любое сорванное цветущее растение – безвозвратно погибающий организм!

При изучении строения цветка очень важно обратить внимание на их красоту – неисчерпаемый источник вдохновения и радости для человека. ( Презентация).

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок», - говорил Х.Х. Андерсен.

Сегодня, когда многим дикорастущим цветам грозит опасность исчезнуть с лица планеты, звучат актуально слова Р.Гагора:

Цветы не для того, чтобы рвать в охапку,
А для того, чтобы мы их красоту
Ценили бескорыстно
Там, где они растут.

Игра: Знаешь ли ты строение цветка.

(Учитель читает текст, а ребята внимательно слушают, если есть ошибка, то ребята хлопают в ладоши. Учитель спрашивает ученика, он исправляет ошибку).

Осевая часть цветка, на которой расположены все его части, носит название венчик (цветоложе). Двойной околоцветник состоит из венчика и чашечки. Чашечка цветка образована лепестками (чашелистиками), а венчик чашелистиками (лепестками). Околоцветник выполняет функцию – защищает главные части цветка. Главные части цветка – это завязь и венчик (пестик и тычинки). Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, пестик – из рыльца, столбика и цветоножки (завязи).

Оценки за урок.

Домашнее задание: § 28. вопросы в конце параграфа.

Учебник биологии (В.В.Пасечник)

Сделать аппликацию «Строение цветка».