Урок математики во 2-м классе по системе Л.В. Занкова на тему "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Совершенствовать навык выполнения общего алгоритма сложения и вычитания двузначных чисел, учить свертывать подробные записи этого алгоритма.
  2. Тренировать в способах перевода единиц длины с опорой на известное соотношение 1 дм = 10 см.
  3. Способствовать развитию учебных умений: целеполагание, контроль и оценка результатов собственной учебной деятельности и анализ выполнения заданий другими обучающимися.
  4. Пробуждать познавательный интерес к математике с помощью занимательности и практической зависимости в жизненных ситуациях; воспитание бережливого отношения к природе.

Оборудование:

  • учебник «Математика – 2» (авторы Аргинская И.И., Ивановская Е.Н. )
  • схема к уроку (условное обозначение этапов урока);
  • карточки для вычисления на каждый ряд;
  • напечатанные записи вычислений:
    56+32=80+8=88
    56-32=20+4=24;
  • вспомогательные карточки 3х видов: таблица сложения, алгоритм сложения и вычитания, выбор действия;
  • таблица о продолжительности жизни и высоте отдельных пород деревьев;
  • наборы треугольников для каждого обучающегося;
  • напечатанный текст для доски (отрывок задачи).

Ход урока

I. Оргмомент.

- Проверьте свою готовность к уроку.

- Кто считает себя готовым к математике присаживайтесь.

Самоконтрольобучающихся

II. Выведение темы и плана урока.

- Посмотрите на схему к уроку.

- Что скажете?

(Предположение детей о содержании урока).

- Что надо знать, чтобы уточнить этапы урока и виды заданий?

(Дети спрашивают о теме урока)

- Теперь сможете перечислить что зашифровано на схеме?

(Высказывают догадки о типах заданий).

Целеполагание

- С чего начнем и почему ? (Выбор порядка заданий.)

- На прошлом уроке многие из вас отметили, что еще не всегда быстро и правильно выполняется сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.

- Может быть потренируемся?

Создание ситуации свободного выбора.

III. Устные вычисления

1. По рядам учитель отправляет карточку с числовыми выражениями. Каждый ученик решает по одному выражению, рядом со своей фамилией, затем консультант проверяет и оценивает работу всего ряда, высказывает основные замечания.

Взаимоконтроль, дифференцация в обучении

2. В это время все, кто не заняты на данный момент вычислениями работают с учителем с помощью сигнальных карточек «да», «нет».

Сигнальными карточками дети оценивают правильность суждений:

  • сложение двузначных чисел связано со знанием таблицы
  • сложения однозначных чисел.
  • при сложении двухзначных чисел удобно десятки и единицы
  • складывать друг с другом.
  • при вычитании двузначных чисел нужно сначала оба числа представить в виде суммы разрядных слагаемых , а потом из десятков вычесть десятки, из единиц единицы, а результаты сложить.
  • все случаи вычитания и сложения двузначных чисел нужно учить наизусть.
  • главное правило выполнения действий с двузначными числами – поразрядность.

После этого выслушивается мнение консультантов о работе ряда.

Актуализация знаний по теме урока

IV. Работа по теме урока

1) Рассматривание записей сложение и вычитание.

- Давайте по намеченному плану перейдем к следующему заданию.

Учитель показывает карточки с записями из №154 учебника.

- Что неправильно сделал Костя , выполнив эти записи?

Как он рассуждал?

(Ответы детей, они приходят к выводу , что запись верная , но короткая).

- Можем ли мы использовать такую запись ?

2) Коллективно-индивидуальная работа №154 п.2 (первые два выражения).

3) Самостоятельная работа №154 п.2 (три последних выражения.)

Дети, выполняя самостоятельную работу могут обратиться за помощью, выбрав вспомогательную карточку нужного содержания на столе учителя: таблица сложения, алгоритм сложения и вычитания, выбор действия.

Использование «ловушки» воспитывает небуквальное отношение к заданию

4) Выработка критериев самоконтроля взаимоконтроля в парах.

Взаимопроверка, обсуждение результатов самоконтроля, общее обсуждение.

- Договоритесь с соседом по парте , по каким основаниям будет осуществляться проверка выполнения задания.

- Обменяйтесь тетрадями и по согласованным критериям проверяйте работу друг другу, используйте карандаш.

Восстановление пооперационного состава

- Верните тетради и оцените свою работу с помощью оценочных линеечек.

- Что общего во всех этих выражениях?

(Вычисления без перехода через десяток.)

- Если бы вы как учитель готовились к уроку по этой теме, то какие бы еще числовые выражения могли предложить?

Выбор инструментария самоконтроля, рефлексивных действий

V. Физкультминутка

- Если речь идет о выражении со знаком «+», то руки соединяем в знак «мы», если называем выражение с «-», опускаем руки и голову вниз.

 

VI. Работа над пройденным материалом

- Посмотрите на схему урока и значения выражений в тетради. Выполните следующее задание.

(Дети уточняют задачу у учителя.)

- Предлагаю преобразовать см в дм с помощью чисел 39, 43, 52, 68, 43 (числа, получившиеся при решении №154.)

Отгадайте, какое число я загадала. Задайте мне три вопроса.

- Верно, это число 50.

- Что можете предложить с ним сделать?

- Выполним на с.63 учебника №156 (пункт 2) на местах, а один ученик у доски.

- Проверим выполнение.

- Что еще в этом задании можете сделать?

(Построить отрезок 16 см , измерить предметы.)

- Мы ничего важного не упустили?

- Зачем (задача) нужно решать задачи?

(Для ситуации в жизни.)

- О чем она может быть?

(Об отрезках, треугольниках, …)

Формирование умения запрашивать информацию у учителя

Учитель предлагает текст.

- Вы уже сказали о том , что задача - жизненная ситуация, поэтому ее решают с какой-нибудь целью.

- Прочитайте задачу: «На лужайке у дома росли 7 берез. Весной там посадили еще 8 кленов». (Дети отмечают, что это пока не задача.)

- Можно превратить в задачу? (Да, добавить вопрос).

- Выберите вопрос:

«Сколько лет березам ?»

«Сколько всего стало деревьев на лужайке?»

«Зачем посадили клены весной?»

(Учащиеся выбирают, доказывают свое мнение.)

- Зачем может быть нужна такая задача?

(Посчитать, сколько надо поливать, белить и т.д.)

- Решите ее?

- Посмотрите на таблицу и составьте задачу, чтобы мы не отошли от темы урока.

Учитель показывает таблицу о высоте и продолжительности жизни отдельных пород деревьев.

Высота

Продолжительность жизни

Береза – до 22м

До 150 лет

Дуб – до 40м

До 2000 лет

Сосна - до 35 м

До 350 лет

Липа - до 35 м

До 500 лет

Кедр - до 45 м

До 850 лет

Вяз – до 40м

До 400 лет

Ель – до 330-40 м

До 500 лет

– Из высот каких деревьев можно составить треугольники?

- Из чего получатся равносторонние, равнобедренные, разносторонние ?

- Составьте дерево из набора треугольников.

- Посмотрите друг у друга .

Обогащение дополнительными сведениями

VII. Итог урока

 

- Оцените задание по степени уверенности для себя.

(Оценочная линеечка.)

Домашнее задание:

В зависимости от разной сложности материала выберите для себя задания из предложенных : № 155(б), 156 (3,4), 153(2).