Методические рекомендации к выполнению курсовой работы практического характера по методике математики

Разделы: Математика


Различные исследования подразумевают самостоятельную деятельность студентов по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных предметов: математики, методики преподавания математики, психологии, педагогики и др.

Участие в исследовательской деятельности предполагает наличие у студентов определенного набора качеств, таких, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию. При выполнении курсовых работ различного типа происходит овладение компетенциями:

  • исследовательскими;
  • оценочными;
  • информационными;
  • презентационными;
  • рефлексивными;
  • менеджерскими.

Примером курсовой работы практического характера может быть работа по теме "Особенности формирования пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала".

Во введении автору следует обосновать актуальность формирования пространственных представлений у младших школьников, а также отметить, что геометрия - это один из основных учебных предметов в среднем и старшем звене образования, а основы знаний закладываются в курсе начальной школы.

Роль геометрии в развитии личности велика. В процессе изучения геометрического материала ребенок познает окружающий мир, у него активно развивается пространственное представление.

Нагляднообразующий характер мышления младших школьников является наиболее благоприятным для формирования пространственных представлений у детей.

В последнее время появились различные публикации, посвященные формированию пространственных представлений у учащихся начальных классов на уроках изучения геометрического материала, что отражает определенную тенденцию в методике обучения математике в начальных классах. Эта тенденция связана со стремлением методистов обогатить и расширить теоретическое содержание начального курса математики. Она обусловлена недостаточной разработанностью проблемы формирования пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала.

Анализ как традиционных (М.И. Моро и др.) так и альтернативных (Н.Б. Истомина) программ и учебников показывает, что геометрические задания в них прилагаются как в различном объеме, так и с различной целью, что не может обеспечить полноценного материала, а значит, и формирование пространственных представлений будет протекать у детей стихийно, бессистемно.

Изучая опыт работы И.Ф. Тесленко, Г.Г. Глейзера, И.М. Сеченова, Н.Ф. Четверухина, И.М. Ирошникова и др. Г.А. Владимирский показывает, что еще далеко не все учителя начальных классов методически подготовлены в вопросе об особенностях процесса формирования пространственных представлений на уроках изучения геометрического материала. В учебных пособиях по математике для начальных классов не прописаны установки к выполнению геометрических заданий, что приводит к неправильному их истолкованию. Таким образом, в настоящее время, методика формирования пространственных представлений на уроках изучения геометрического материала у младших школьников слабо разработана, что обостряет противоречия между потребностью среднего и старшего звена школы в высоком уровне подготовленности выпускников начальных классов к изучению курса геометрии в действительности учащихся 3-4 классов. Выявленные противоречия свидетельствуют о наличии

Проблемы: каковы средства формирования пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала.

Цель исследования может быть такой: изучить существующую методику (авторов М.И. Моро и Н.Б. Истоминой) по формированию пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала.

В процессе реализации цели необходимо сопоставить позиции авторов: М.И. Моро и Н.Б. Истоминой и определить возможности его использования.

Задачи данного исследования:

  • изучить психолого-дидактические аспекты формирования пространственных представлений;
  • установить степень разработанности различных аспектов данной проблемы;
  • проанализировать методическую и математическую ценность использования геометрических заданий для формирования пространственных представлений.

Методы исследования:

  • изучение и анализ психолого-педагогической, методической и математической литературы;
  • наблюдение;
  • интервьюирование учителей;
  • анализ и обобщение результатов наблюдений и интервьюирования.

Основная часть курсовой работы может состоять из 2-х глав, которые включают:

Глава 1. Психолого-дидактические аспекты формирования пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала.

В первой главе следует раскрыть:

а) психологические характеристики пространственных представлений:

  • восприятий и представлений;
  • зрительно-вестибулярно-кинестические взаимосвязи;
  • роль деятельности в процессе формирования представлений, в том числе пространственных;
  • мотивацию деятельности;
  • виды деятельности;
  • связь наглядного (образного), ненаглядного (символического) компонентов мышления;
  • связь логического мышления и речи учащихся;
  • связь решения мыслительных задач и формирования решений геометрических понятий.

б) этапы формирования пространственных представлений:

  • представление о вводимых понятиях;
  • средство формирования представлений;
  • система специально подобранных заданий, раскрывающая сущность понятия;
  • привести пример, который подтверждает о полноценном усвоении понятия, например "прямоугольник";
  • основные подходы к выделению этапов формирования пространственных представлений (автор А.В. Усова).

В главе 2 можно представить методику изучения геометрического материала для формирования пространственных представлений, где надо описать:

а) методико-математические основы геометрического материала:

  • геометрия как наука строится на базе основных понятий и аксиом, а теоремы вводятся дедуктивным путем;
  • школьный курс геометрии - это Евклидова геометрия на плоскости и в пространстве;
  • основные понятия - точка, прямая, плоскость, отношения принадлежности для точек, прямых и плоскости, "длина" для отрезков и "градусная мера" для углов;
  • геометрический материал, изучаемый в начальных классах;
  • методы и приемы работы с заданиями геометрического характера.

б) характеристику геометрического материала в программах и учебниках М.И. Моро и Н.Б. Истоминой

  • различный объем;
  • различные цели;
  • различные задания.

В заключении следует сделать вывод. Таким образом, проведенный анализ различных программ и учебников, с точки зрения изучения геометрического материала в начальных классах, показывает, что в учебниках М.И. Моро и др. геометрический материал представлен в ничтожно малых количествах и рассматривается как нечто второстепенное, не имеющее самостоятельности, и, часто выполняющее функцию наглядной основы для формирования арифметических знаний. В учебниках Н.Б. Истоминой роль геометрического материала гораздо значительнее, здесь он объемен, систематизирован, является основой развития пространственного мышления и непосредственно объектом изучения.

Таким образом, студенты развивают умения: управленческие, информационные, работать с текстом, с реальными объектами как источниками информации, логические, которые повышают качество образования и уровень профессионализма будущих учителей.

Используемая литература:

  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты в экономической подготовке школьников. Народное образование № 1 - 2006 г.
  2. Сорокин Н.А. Дипломные работы в педагогических вузах.- М.: просвещение, 2005 г.
  3. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем доклад, выпускную квалификационную работу. - М.: АСАДЕМА, 2000 г.