Патриотическое воспитание в школе. Из опыта работы

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский

В нашей школе из года в год существует незыблемая традиция уже с первого года обучения формировать у подрастающего поколения верность Родине, готовность к служению Отечеству и его вооруженной защите. Педагоги изучают вместе с детьми историю и культуру Отечества и родного края, физически развивают учащихся, формируют у них потребности в здоровом образе жизни.

Было время, когда многие учите­ля, неоправданно отодвинули на второй план проблему формирования у детей подлинной любви и уважения к Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народно­му творчеству и искусству. Наша же школа на протяжении нескольких десятилетий продолжала заниматься патриотическим воспитанием и создала определенные методические наработки в этой области. Можно долго разводить пустые разговоры о патриотическом воспитании, но мы не говорим, мы делаем. Наш педагогический коллектив относиться к патриотическим мероприятиям с ответственностью.

Одно из самых любимых общешкольных мероприятий - это «Смотр строя и военно-патриотической песни, посвященный Дню Защитника Отечества».

Я сама окончила эту школу и помню, как сильно билось мое сердце в этот торжественный день. В дальнейшем, став учителем начальных классов, готовя своих воспитанников к этому смотру - празднику, я стала задумываться о его огромнейшей роли в воспитании подрастающего поколения.

Все учащиеся нашей школы, педагоги, родители готовятся к этому празднику - конкурсу по специально разработанному положению.

В процессе подготовки, на деле, мы и воспитываем своих детей.

Мы изучаем прошлое нашей страны, ищем соответствующий материал для пошива костюмов. Даже сочиняем свои песни. Вы просто не представляете, что даже одно это мероприятие учит детей быть ответственными, добросовестными, порядочными.

В процессе подготовки в каждом классе выявляется лидер – командир, который ведет за собой отряд. Все дети переживают за свое выступление. Каждый ребенок старается на репетициях исполнить все безупречно, четко. Согласитесь – это большой труд, а особенно для детей начальных классов. Подготовка к смотрам песни и строя формирует чувство коллективизма, которое соответственно помогает побеждать и в других мероприятиях не только на уровне школы, но и города. Одним словом, один за всех - и все за одного.

На смотр приглашаются военные представители, бывшие военнослужащие, участники боевых действий, родители, которые и принимают «парад». Хочется отметить, что уходят они в полном восторге от нашего мероприятия. Они даже и не предполагали, что в нашей маленькой школе такие дети, которые столько уже умеют. Это настоящие будущие защитники нашей страны.

Со своими первыми первоклассниками (отрядом «Флотилия») мы заняли 2 место

(среди уч-ся начальной школы), хотя первый класс раньше выступал вне конкурса, а в последующие годы (во 2-м, в 3-м, 4-м классах) мы занимали только первые места. Только сплоченному коллективу это было по плечу. Это послужило основой для победы в 5 классе среди учащихся среднего звена.

            Когда я набрала новых первоклассников, то выяснилось, что в классе почти одни мальчишки, и мы создали отряд «Казаки». Родители оказали помощь в пошиве костюмов, вместе нашли девиз, а песню разыскали в школьном музее. Ведь наш поселок в прошлом – это казачья станица. 

 

На смотре отряд «Казаки» занял почетное первое место. Здесь все и завертелось. Каждый ребенок пытался что-то новое узнать о том, кто такие казаки, кто им мог стать, есть ли в нашем городе казаки и т.д. Родители, дети, даже некоторые учителя, то и дело подкидывают до сих пор вырезки из газет, книги, диски с казачьими песнями. В этом году планируем провести открытое мероприятие «Кто такие казаки?».

                                                          

Победители смотра строя и военно-патриотической песни каждый год достойно выступают на окружных и городских смотрах, что подтверждают многочисленные почетные грамоты за 1 и 2 места. Ребята участвуют также в показательных выступлениях на празднике, посвященному Дню Победы (9 Мая). Это происходит на мемориале нашего поселка.

            Мы часто говорим о патриотизме. Действительно, патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и дос­тойным страницам прошлого. И хочется верить, что наша воспитательная работа действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.