Урок окружающего мира во 2-м классе "Разговор о правильном питании"

Разделы: Начальная школа


Слайд №1 презентация

Цели урока:

  • ознакомить с понятиями: “правильное питание”, “полезные продукты”, “меню”, “аппетит”, “витамины”;
  • учить различать полезные и вкусные продукты;
  • познакомить с правилами правильного питания;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • воспитывать культуру питания;
  • прививать навыки здорового образа жизни.

Оборудование: выставка книг “О вкусной и здоровой пище”, презентация “Здоровое питание”, аудиозаписи “Советы доктора Неболейки”, пословицы, поговорки, загадки, картинки с изображением продуктов питания, музыкальное сопровождение для заставок во время работы детей в парах.

Ход урока

1.Релаксация.

Положите голову на парту. Закройте глаза. Доверяйте своей интуиции, и смело смотрите в будущее. Вы всегда на правильной дороге, которая ведёт в счастливое настоящее и с каждым днём крепнет ваше здоровье. А сейчас вы откроете глаза, бодрые, отдохнувшие, получите новые знания легко и свободно. Учитесь, стремитесь к лучшему, идите вслед за радостью и удача станет вашей постоянной и приятной спутницей.

2.Сообщение синоптиков. Пожалуйста, сделайте прогноз погоды на сегодняшний день. (Например: погода ясная, температура воздуха ниже нуля, осадков нет, ветер)

3.Организационный момент.

  • Подготовиться к уроку нам помогут загадки. Читаем их на слайдах, думаем над характерными признаками отгадки и отгадываем. Будьте внимательны (слайды №№ 2-17)

Сидит она на грядке
В земляной кроватке,
На ней сотня одёжек
И все без застёжек,
Зелёная да русенькая,
Утром на ней бусинки.
(капуста)

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
(репа)

На островок налетел ураган,
На пальме остался последний…
(банан)

Как слива, темна,
Как репа, кругла.
На грядке силу копила,
К хозяйке в борщ угодила.
(свёкла)

Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки-
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
(лук)

Лежит на грядке зелёный
здоровячок, а имя ему…
(кабачок)

Заморский гость сидит на кустике,
С зелёным чубчиком на голове.
Одет он в серую кольчугу-
Плотно колечки прижаты друг к другу.
(ананас)

Снаружи коричневый, ворсистый.
Внутри зелёный, сладко- кислый.
(киви)

Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу:
“Кушай, мамочка”, - скажу.
(яблоко)

-Ребята, как бы вы предложили назвать все наши отгадки к загадкам? (овощи и фрукты)

- А сейчас посмотрим, какие вы внимательные?

- Сколько всего было овощей и фруктов? (9)

- Сколько было овощей? (5)

- Сколько было фруктов? (4)

- Каким по счёту был банан? (третьим)

- Какой фрукт был по счёту седьмым? (ананас)

- Какие фрукты вы любите?

- А овощи? Например: кабачок, репу?..

- Как вы думаете, овощи и фрукты - полезные продукты?

Почему?

- Недаром говорится в пословицах “Овощи кладовая здоровья”, “Овощи и фрукты - полезные продукты” (слайд №18)

- Давайте послушаем мнение доктора Неболейки: (слайд №19)

“От правильного питания человека зависят его нормальный рост, развитие и здоровье. Организм сопротивляется лучше различным болезням, в том числе инфекционным, если правильно питаться. Пища должна дать организму всё необходимое для происходящего в нём усиленного роста и развития. Необходимо, чтобы она содержала в себе те вещества, из которых состоит человеческий организм: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду”.

4. Актуализация опорных знаний.

- Прочитайте пословицы: (слайд № 20)

А) Хорошего понемножку, сладкого не досыта.

Б) Сладок мёд, да не по две ложки в рот.

В) Гречневая каша- матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

Г) Если много съешь, то и мёд горьким покажется.

Д) Наелся, как бык, не знаю, как быть.

Е) Когда я ем, я глух и нем.

- Что объединяет все эти пословицы?

- Давайте сделаем вывод, какой будет тема нашего урока? (“Правильное питание”) (слайд № 21)

5. Совместное целеполагание.

- Тема нашего урока “Правильное питание”.

- Изучая эту тему, что мы должны к концу урока знать и уметь? (слайд № 22)

- Пословицы помогут в этом вам разобраться (они о правильном питании и правилах питания).

Знать:

А) Что такое правильное питание?

Б) Правила питания.

Уметь:

А) Выбирать полезные продукты.

  • Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни?

6. Фронтальная работа.

- В выступлении доктора Неболейки вам встретилось слово витамины. Кто ни будь знает, что это слово означает?

- Давайте прочитаем (слайд № 23-24)

“ Слово “витамин” придумал американский учёный- биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество (“амин”), содержащееся в оболочке рисового зерна, очень необходимо для жизни. Соединив латинское слово “вита” (жизнь) с “амин”, получилось слово “витамин”. Детям 6- 7 лет надо съедать в день 500- 600 грамм овощей и фруктов”.

1) Работа в парах.

- Восстановите поговорку, объясните её смысл.

ужин отдай врагу

Завтрак съешь сам,

обед раздели с другом

2) Одна пара работает со словарём и ищет обозначение слова аппетит.

3) Проверяем восстановленную пословицу и объясняем её смысл (слайд № 25)

- Спасибо за ваши высказывания. В поговорке заключена мудрость народная. А сейчас давайте послушаем советы специалиста, доктора Неболейки (слайд № 26)

- “Дорогие ребята, один продукт не может дать всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы хорошо двигаться, хорошо думать, не уставать. Это масло, сыр, различные крупы: гречка, рис, геркулес, мёд, изюм. Другие продукты помогают строить организм, делать его более крепким и сильным. Это такие продукты, как творог, мясо, рыба, яйца, орехи. А третьи- фрукты и овощи - содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают расти организму и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

Каждое время года определяет меню за завтраком, обедом и ужином. Зимой вам необходимо как можно больше употреблять витаминов, пища должна быть разнообразной. Много витаминов содержится в кислой капусте, моркови, фруктах и овощах. Очень хорошо зимой и весной детям пить настой шиповника. Настой шиповника с сахаром очень полезен и вкусен. Также полезен чай с лимоном.

Пищу необходимо правильно принимать. Человеку требуется определённое количество пищи, которую следует принимать 4-5 раз в сутки в течение дня в одни и те же часы.

7. Физкультминутка (слайд № 27)

Я с горы на лыжах еду,
Мишка кубарем летит.
Прибежали мы к обеду
И пришёл к нам Аппетит.
Вместе с ним за стол мы сели,
С Аппетитом всё мы съели.
Приходи к нам, Аппетит!
Наша мама говорит,
Что хороший Аппетит
Никому не повредит.

- Что такое аппетит? (слайд №28)

8.Работа в парах.

А) Игра “Собери полезные продукты”.

- Рассмотрите таблицу и выберете те продукты, которые являются полезными. Докажите это.

- Прочитайте написанные на слайде продукты. Как мы их назовём? (неполезные) (слайд № 29)

- Что с ними делать? (как можно меньше их употреблять, а лучше совсем исключить их из своего питания).

- Посмотрите на первый ряд картинок и найдите закономерность? Какая картинка должна стоять следующая? (огурец, апельсин, груша, картофель, лимон…)

- Посмотрите на второй ряд картинок и скажите, на какие две группы можно разбить эти продукты? (хлеб, творог, мясо, гречневая крупа, сыр - на продукты растительного и животного происхождения).

Б) Работа с текстом. “Разговор о правильном питании”

- Давайте найдём подтверждение правильности выбранных продуктов в тексте

“Разговор о правильном питании”

Если хочешь вырасти красивым, здоровым и сильным, надо есть полезные продукты. Они нужны человеку каждый день. В этих продуктах есть вещества, без которых человек не может расти и быть здоровым - это витамины.

Витаминов много, но самые главные - это витамины А, В, С, Д.

Витамин А очень важен для зрения, а также необходим для поддержания здоровья кожи, костей, зубов и волос. Содержится в яйцах, рыбьем жире, печени, в ярко – окрашенных и тёмно- зелёных овощах и фруктах. Много его в моркови.

Витамин В способствует хорошей работе сердца и содержится в чёрном хлебе, в различных кашах (овсяной), в картофеле, молоке, дарах моря.

Витамин Д необходим для роста и делает наши кости крепкими. Содержится в рыбе, маргарине, в сыре и других молочных продуктах.

Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, не подверженным простуде. Содержится в фруктах, особенно в цитрусовых (лимоны, апельсины), плодах шиповника, в картофеле, перце, в зелёных овощах.

Кальций необходим для формирования костей и зубов. Содержится в молочных продуктах, пшеничной муке и изделий из неё.

В) Работа по вопросам.

- Какой витамин содержится в моркови и для чего она полезна?

- Какие продукты необходимы для роста и делают кости крепкими?

- В каких продуктах содержится витамин С и для чего он нужен?

Г) Используя советы доктора Неболейки и текст “Разговор о правильном питании” составьте зимнее меню.

- Что такое меню? (меню- подбор кушаний, а также листок с их перечнем)

1 ряд- завтрак;

2 ряд- обед;

3 ряд- ужин.

- Защитите меню.

Д) Проблемная ситуация.

- Подумайте в парах, можно ли приготовить обед из трёх блюд, если у вас есть только свёкла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника. (борщ, картофельное пюре с фасолью и напиток из шиповника).

Е) Формулировка правил питания.

- Опираясь на пословицы и поговорки, на советы доктора Неболейки, вспомните все известные вам правила питания. Посовещайтесь в парах друг с другом, обсудите ваши предложения.

Ё) Составление коллективной памятки “Золотые правила питания” (слайд №30)

1. Перед едой всегда тщательно мойте руки.

2. Главное - не переедайте.

3. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и

соответствует потребностям организма.

4. Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.

5. Не разговаривайте и не читайте во время еды, Это мешает хорошему пережёвыванию пищи.

6. Перед приёмом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений, мысленно поблагодарив всех, кто

принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.

7. Никогда не забывайте о правилах культурного поведения за столом.

9. Итог урока.

А) Самооценка.

- Справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока?

- Узнали, что такое правильное питание и правила питания? Как вы это усвоили: хорошо, не очень хорошо, плохо, сделайте отметку на шкале самооценки “знаю”.

- Сумеете выбрать для себя полезные продукты? Если сумеете, то отметьте на шкале самооценки “умею”.

Б) Рефлексия.

- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Какое задание было самым трудным?

10. Домашнее задание (по выбору) (слайд № 31)

  1. Подобрать пословицы и поговорки о правильном питании, здоровой пище.
  2. Составить меню на день для своей семьи.
  3. Подготовить сообщение на тему “Правильное питание”.